«Бык» Бориса Акопова о лихих 90-х взял главную награду «Кинотавра»

Хабенский предпочел мужское кино женскому

30-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» завершился победой фильма «Бык» дебютанта Бориса Акопова. Так единогласно решило жюри под руководством Константина Хабенского. Авторы картины так радовались награде, что исполнитель главной роли Юрий Борисов взял режиссера на руки.

Хабенский предпочел мужское кино женскому

Хотя сподручнее это было делать самому Борису Акопову, поскольку он окончил Академию хореографии, успел поработать в Большом театре, «Кремлевском балете», Театре классического балета Наталии Касаткиной и Владимира Василева. Только после этого поступил на режиссерский факультет ВГИКа, в мастерскую Андрея Эшпая и Владимира Фенченко. Приз за лучшую операторскую работу достался Глебу Филатову, снимавшему «Быка». «Глеб сейчас снимает картину про 90-е. Он очень крут», — так отрекомендовал своего коллегу Борис Акопов.

События фильма отсылают в 1990-е, которые молодой режиссер застал в подростковом возрасте, но опирался на рассказы отца-следователя — и так колоритно рассказывал о его деятельности, что некоторые задавались вопросом: «А он точно следователь?» Герой фильма — молодой парень по прозвищу Бык — участвует в бандитских разборках и напоминает героя «Бригады» Сашу Белого. Но вообще-то он нежный человек, заботится о матери, маленькой сестре и младшем брате. То, что мы видим на экране, — чудовищно (жизнь была страшная) и похоже на карикатуру 90-х и фильмы Балабанова, который чем дальше, тем больше овладевает умами начинающих кинематографистов.

Группа так радовалась, что исполнитель главной роли Борисов взял режиссера на руки.

Мы разговариваем с Борисом Акоповым сразу после вручения призов.

— Почему такой особенный интерес к 90-м сегодня у вашего поколения?

— Наверное, начался какой-то следующий цикл. Те люди, которые начинались в то время как люди, которым было тогда по 8–10 лет, возвращаются туда, к памяти, пытаются понять, на какой почве они росли, кто наши родители, как они воспитывали. Мы просто начали в этом разбираться.

— Награду ждали?

— Я сильно переживал. Мне сложно объяснить, что происходит внутри, пока мы с вами разговариваем. Такое случается раз в жизни. Пока сидел в зрительном зале, от волнения кусал щеки. Я мог бы их до дыр прогрызть. Совсем скоро мы покажем нашу картину в конкурсе «К Востоку от Запада» на Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Приз за лучшую женскую роль неожиданно для многих получила Виктория Толстоганова, сыгравшая роль молодой еще матери в фильме Оксаны Карас «Выше неба», к которому масса вопросов по части вкуса. Явно, что это не та картина, которая может лидировать на главном национальном кинофестивале. Героине за 40. Она переживает гамму чувств, связанных со своим мужем (его сыграл супруг по жизни Алексей Агранович), с дочерью, которую всю жизнь опекала. Все было хорошо, пока наружу не вылезла шокирующая правда. «Я не считаю свою героиню монстром, — говорит Виктория Толстоганова. — Она глубоко несчастный, слабый человек. За ее манипулированием семьей и младшей дочерью не стоит ничего. Она внутренне неустроенная, жалкая. Не получает любви от мужа. Можно обманывать себя сколько угодно, но когда она остается одна, ее рефлексия по поводу возраста очевидна».

За лучшую мужскую роль отметили Александра Кузнецова в «Большой поэзии» Александра Лунгина. «Он офигенный», — сказал про победителя режиссер. Так примерно все и оценивается. С этого года награда носит имя Олега Янковского, возглавлявшего «Кинотавр» в качестве президента. Александр Кузнецов, приезжавший на фестиваль сразу с несколькими конкурсными картинами, на церемонии закрытия не присутствовал, потому как уехал на съемки в Марокко. Он теперь снимается в европейском проекте вместе с французским актером Луи Гаррелем.

«Большая поэзия» также отмечена за лучшую режиссуру. Счастливый лауреат и сын Павла Лунгина, поразивший воображение очевидцев футболкой с изображением пистолетов, сказал: «Это так неожиданно, что даже страшно». Но страшно было тем, кто смотрел фильм о двух инкассаторах, проливавших кровь на востоке Украины (за кадром), а потом и в мирной жизни (на глазах у зрителей).

Приз им. М.Таривердиева за музыку к фильму присужден композитору Игорю Вдовину за «Мысленного волка» Валерии Гай Германики. За дебют отметили Анну Пармас с «Давай разведемся». «Не ожидала. Даже не подготовила слова. Героиня Анны Михалковой говорит в фильме: «Никогда не знаешь, как в жизни все обернется», — произнесла лауреатка. Она также получила вместе со своими соавторами Марией Шульгиной и Елизаветой Тихоновой приз им. Григория Горина за лучший сценарий. Надо было еще отметить Анну Михалкову — и был бы полный комплект. Анна — талантливый и разносторонний человек, сняла клипы Сергея Шнурова (включая «Лабутены»). Просто странно, что награды уходят картине, не претендующей на авторский поиск.

Дипломом жюри отмечена «Верность» Нигины Сайфуллаевой с загадочной формулировкой «За безграничную веру актеров в режиссера». То есть за то, что не испугались запретных тем и предстали во всей красоте своей плоти. Но до Абделатифа Кешиша и его картин «Жизнь Адель», «Мактуб, моя любовь», где часами юные девы сидят на пляже, сияют ягодицами в баре, а зритель не отрывается от их пылающей плоти, нам еще плыть и плыть. Сколько хвалебных и ругательных слов было сказано в дни фестиваля о засилье телесных женских тем, об открытии сексуальности в кои-то веки и импотенции в то же время! Жюри предпочло зарождающейся эротике и чувственности российского кино брутальное мужское начало, лордов войны.

Гильдия киноведов и кинокритиков вручила награду им. Даниила Дондурея «Керосину» Юсупа Разыкова, где главную роль сыграла великолепная 85-летняя актриса из Ярославля Елена Сусанина. Она априори не могла войти в расклад жюри, состоящего из актуальных кинематографистов, замкнутого в круге «своих». За его пределы почти никто не выходит, ведь надо сохранить хорошие отношения с теми, от кого зависишь, а с кем-то связывает дружба. Тем, кто постарше, рассчитывать вообще не на что в такой ситуации. 

Распределение наград постоянно рождает недовольство и вопросы. В прежние годы, когда жюри возглавляли режиссеры Александр Митта, Алексей Учитель, Николай Лебедев, была возможность что-то обсудить и получить честный ответ. Но мы имеем уже второй за последнее время случай приглашения в президенты жюри актеров (после Евгения Миронова за все в ответе оказался Константин Хабенский), и ничего, кроме сверкающих пяток, в ответ на просьбы прокомментировать свои решения, мы не имеем.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27999 от 18 июня 2019

Заголовок в газете: Хабенский предпочел мужское женскому

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру