Как в промышленном провинциальном городке замочили балерину и короновали Есенина

Выкса эффектно угодила в «Овраг»

В городе Выкса Нижегородской области состоялся 9-й фестиваль «Арт-Овраг», стремящийся создать культурную атмосферу там, где она практически прежде не ощущалась. В результате продуманного соединения музыки, архитектуры, уличного театра, спорта, ленд-арта, поэзии и хип-хоп культуры концентрация молодой энергии в воздухе привела к «самовозгоранию» творческого потенциала местных жителей. Что из этого получилось — в обзоре корреспондента «МК».

Выкса эффектно угодила в «Овраг»
Фото: пресс-служба фестиваля

Из досье: Выкса — моногород в Нижегородской области, в 190 км от Нижнего Новгорода, с населением 53,5 тысячи жителей. Сердцем города является действующий металлургический завод, основанный в 1757 году Иваном и Андреем Баташевыми. Вокруг завода хаотично разрасталось поселение, названное по реке Выксунь. В 1934 году рабочий поселок Выкса получил статус города.

Выкса во многих «ракурсах» до сих пор напоминает поселок городского типа, который хаотично разросся вокруг старинного металлургического завода. Покосившиеся деревенские дома, запущенные дворы панельных пятиэтажек… Но есть и другой «ракурс» — молодежной культуры, и здесь есть чему позавидовать. В то время как в столице немногочисленные серьезные граффити на брандмауэрах замазывают, а вместо них в той же технике появляется реклама смартфонов, в Выксе лучшие уличные художники со всей страны ежегодно оставляют свои творения.

Другой пример: многострадальная Шуховская телебашня в Москве, которая чуть было не стала разменной монетой в деле высотного строительства в 2014 году. В том же году в Выксе в рамках фестиваля создали общедоступную копию водонапорной башни Шухова, которая, между прочим, стала прообразом московской башни, и до сих пор стоит на территории Выксунского металлургического завода. И там же сохранились сетчатые стальные оболочки цехов, придуманные гениальным инженером.

Интересно, что инициатором фестиваля «Арт-Овраг» стал Выксунский металлургический завод, решившийся на беспрецедентный шаг — сделать вложение в культурную жизнь города, в развитие творческого потенциала жителей, часть из которых в будущем, возможно, придет на завод. А может, и не придет, то есть вложение-то рисковое. Первоначально задача фестиваля была более узкой — отвлечь выксинских подростков от пьянства и наркомании; разнообразить культурную жизнь, чтобы люди меньше стремились уехать из родного города. Бесперспективная на первый взгляд борьба принесла первые успехи. И теперь, по словам председателя попечительского совета фонда «ОМК-Участие» Ирины Седых, есть надежда вырастить творческих людей с активной жизненной позицией. «Насколько им творчески и насыщенно живется в родном городе, так они и будут работать», — заключает она.

По традиции в фестивале участвуют молодые творческие коллективы (для многих из них «овраг» стал «трамплином» в карьере). Яркие выступления скейтеров и велосипедистов, театральные постановки и красивейшие граффити привлекают огромное количество туристов. И получается, что культурный проект тянет за собой экономику города. Фестиваль, таким образом, затрагивает очень глубокую и многоплановую проблематику развития малых российских городов. Более того, беспрецедентная вовлеченность горожан в основные процессы делает фестиваль сродни социальному эксперименту. А как справедливо заметила продюсер «Арт-Оврага» Юлия Бычкова, социальное проектирование — это уравнение со многими неизвестными. И вот небольшой тому пример.

АРТ+ДВОРЫ=Х

Арт-двор — новый тренд фестиваля. Фактически это совместное благоустройство небольших дворов, где жителям домов отводится главная роль в разработке техзадания, в выборе художественной концепции, в работе с администрацией и предпринимателями, в практической реализации и поддержании своих обновленных дворов. Для осуществления этого социального эксперимента группа профессиональных урбанистов в течение года проводила практические мастер-классы и анкетирование жителей Выксы. К 2018-му активные горожане открыли пять нестандартных дворов (абсолютно индивидуальные проекты), а организаторы фестиваля их опыт по модернизации дворов задокументировали в методических пособиях.

В них — алгоритм и навыки практической работы, эффективного взаимодействия жителей и привлечения ресурсов. Вот оно — бери и применяй в своем дворе, но... В Выксе то тут, то там сталкиваешься с проявлением чувства, которое десятилетиями воспитывалось в советском человеке — городское пространство может быть только чужим, общим или ничьим. И это пока, увы, непреодолимо. Бесхозность и мелкий вандализм уже коснулись этих замечательных арт-дворов.

Более того, жители многих дворов сами отказываются участвовать в обновлении пространства, и о причинах арт-бойкота мне рассказала местная жительница — Елена, 16 лет, волонтер фестиваля. Причины жизненные: во-первых, большинство мужчин работает на заводе посменно с графиком день-ночь и свой единственный выходной проводят в саду-огороде, чтобы хотя бы что-нибудь вырастить и сделать заготовки на зиму. У пожилых, которым сама идея арт-дворов нравится, нет сил, чтобы полноценно в этом участвовать. Остаются школьники, но они по уши в учебе, потому что именно на Выксе апробируют все пилотные учебные проекты.

— Поэтому у нас так мало арт-дворов. А как было бы хорошо, если бы просто начали с того, что в каждом незаметном дворе поставили бы свои «бинарные часы» — ну, условно. Какой-то художественный объект, пусть даже простой…

ПРИВЕТ ОТ ЛЕОНАРДО

Вот в чем жители сразу проявили настоящую активность (которая, правда, не требует физического труда и развитого чувства собственности) — так это наполнение нового павильона в Центральном парке. Прекрасный проект из дерева рожден в результате закрытого конкурса поистине молодой командой архитекторов (архбюро «Новое»). Круглое сооружение имеет ажурную структуру, открытую со всех сторон. Параллельные лестницы закручены винтом, создавая в ограниченном объеме обзорную площадку и 2 небольших зала с амфитеатрами. Структура геликоида (не путать с геликоном!) отсылает нас в глубь веков — к одному из последних архитектурных проектов Леонардо да Винчи, сделанному им во Франции.

Это сооружение получило футуристическое название «павильон будущего». Его лестницу очень символично оставили незавершенной, строительные работы приостановили на последних ступенях, чтобы павильон можно было мысленно достроить. По крайней мере, такова официальная версия легкого «недостроя».

— Есть уже десятки заявок от жителей по содержательному наполнению еще не достроенного павильона, — говорит куратор фестиваля Антон Кочуркин. — Заявки оргкомитет рассматривает только в том случае, если заявитель готов участвовать в реализации. Например, к нам поступила заявка на проведение уроков йоги одной местной жительницей, есть человек, желающий показать снятые им документальные фильмы, а другой готов проводить детские мастер-классы по живописи. Также есть заявки на лекции и бизнес-тренинги, предложения от городских музыкантов, и уже очевидно, что такая программа потребует отдельного куратора.

Фото: пресс-служба фестиваля

Каждый раз «Арт-Овраг» для Выксы не проходит бесследно, оставляя в городском пространстве все больше стационарных и мобильных арт-объектов, сочетающих созерцательность и пользу. Таковы, например, «Арт-плоты», один из которых придумала, между прочим, местная жительница, а фестиваль помог ей доработать и реализовать проект. Теперь это «судно» в виде гигантской красной прищепки с крыльями (вылитый самолет братьев Райт) курсирует по старинному пруду. Из безусловно полезных вещей — световая инсталляция философа Тимофея Ради «Все это не сон» — светящаяся надпись, будто бы зависшая в воздухе среди сосен в самом темном месте городского лесопарка. Место сразу стало самым безопасным (потому что светло) и притягательным (потому что романтика). И надпись приличная. Но консервативные представители старшего поколения все равно не жалуют надпись, называя и конструкцию, и всю его философию соответствующим крепким словом.

Но самая жаркая дискуссия в местных соцсетях разгорелась вокруг Бинарных часов — сложного и загадочного устройства, на создание которого ушло 2 года. Его придумал местный изобретатель Андрей Матчин. Конструкция из стальных листов (местного производства), напоминающая спираль ДНК, днем благородно отливает на солнце и в свете фар шлифованным металлом, а вечером буквально не отпускает внимание динамической подсветкой. Функция часов, судя по всему, стала лишь предлогом для создания арт-объекта. Время по нему считать не так просто, но подсветка зависит исключительно от желания зрителей — его выражают через городской портал выксавкурсе.рф. Фактически настроение города стало главной темой его 11-метровой инсталляции — новой городской доминанты.

Надо сказать, что тему конфликта поколений — консерваторов и поборников прогресса, их противостояние, а говоря проще, «батла», можно назвать всепроникающей на «Овраге». И первыми, кто ее подхватил, были рэп-импровизаторы.

КАК ЕСЕНИН СТАЛ КОРОЛЕМ

Самыми большими знатоками русской поэзии стали участники Фристайл-мастерской Льва Киселева, выступающего под псевдонимом RE-pac (Репак). Неожиданные импровизации гуру и его учеников на любую заданную тему сопровождали практически все значимые события фестиваля. Рифмованным речитативом ребята радовали журналистов на пресс-конференции. Они же, соревнуясь друг с другом в изобретательности, презентовали те самые Бинарные часы, а на следующий день «качали публику» на заводе, открывая новую гигантскую роспись. Работники завода давали тему, которая служила поводом для импровизации. Ребятам пришлось нелегко. На словосочетании «подкрановая балка» срубился бы самый матерый афроамериканец.

Но самую большую культурную радость они доставили поэтическим батлом «Король поэтов», где каждый из участников представлял одного из великих авторов XX века. На сцене рубились пары: Блок—Белый, Цветаева—Пастернак, Маяковский—Есенин.

Один из выступавших, выйдя на сцену, сразу объяснил зрителям выбор автора. «Моя персона — Маяковский, потому что не сыграли ни Безруков, ни Козловский».

И тексты изобиловали аллюзиями на их творчество. В итоге хулиган и матерщинник (на фестивале, правда, обошлось без мата), певец русской деревни вышел победителем благодаря заводной рэперше, называющей себя «Ксюха на полусогнутых».

МОКРАЯ БАЛЕРИНА VS ГОРЯЩАЯ НЕВЕСТА

В старинном овраге (в честь него и назван фестиваль) режиссер Юрий Квятковский сделал перформанс с балеринами и посвятил его эволюции танца и внутренней борьбе.

Начинается действие в балетном классе, где балерины заунывно отрабатывают классические элементы, потом на сцену врываются условно современные танцоры с «более резкими движениями» и соответствующим музыкальным треком. Все это чередуется несколько раз, а затем смешивается, напоминая какую-нибудь «оригинальную» советскую постановку 1970-х годов. Но в тот самый момент, когда зрители ловят себя на мысли, что отсутствует режиссура (на первый план выходит хореография в чистом виде), режиссер проявляет себя во всех смыслах. К сцене начинает прорываться мужик с брандспойтом (в исполнении Квятковского). Сначала небольшой струей он мочит сцену, разогнав толпу танцовщиц. Но одна отчаянная балерина начинает вести неравную борьбу с мощным потоком. Эта красивая кульминация воспринималась еще более драматично, учитывая резкое похолодание до +10 градусов.

«Я считаю, в работе режиссера не может стоять вопрос о жанровых ограничениях, — комментирует постановщик свой «балет». — Вначале я вообще решил поставить оперу. Но потом понял, что балет людям более понятен. Хотя, безусловно, это не классический балет, а перформанс на тему противостояния, своеобразный танцевальный батл».

Театр Ахе из Санкт-Петербурга показал еще один полноценный спектакль. Трагический роман «Пена дней» Бориса Виана лег в основу клоунады-пантомимы с легким налетом акробатики, показанной на площади, примыкающей к усадьбе Баташевых. Площадь эта превратилась на три дня в ярмарку, кафе, зрительный и выставочный зал одновременно. Все это приблизило ее к типологии европейских средневековых площадей, притягивающих туристов со всего света. Реакция и выражение лиц пришедших сюда претерпела тот же качественный апгрейд. Зрители (в том числе дети) наблюдали, как на сцене потрошили невесту, затем подожгли ее и пожарили на открытом огне сардельки, которые полетели в зрителей. В довершение артисты торжественно унесли декорацию на пруд, куда ее и опрокинули, совершив небольшой заплыв во фраках. Так статичная сцена, окруженная зрителями, сменилась всеобщим шествием.

Вовлечение жителей города стало программной задачей последних фестивалей. Пример тому — нынешние обитатели арт-резиденции, дуэт из Омска Дмитрий Рубэн и Александра Хохлова. Ребята привезли проект, которым занимаются уже 2 года. Художники формуют из гипса панельные дома-коробки и предлагают всем горожанам пофантазировать на тему их оформления. Любой желающий мог прийти в арт-резиденцию и поучаствовать в этом художественном акте. «Вы видите, какое разное настроение получилось у домов, — говорит Дмитрий, — есть дома цветущие, а вот человек проделал отверстия в гипсе (в них можно заглянуть), а внутри воссоздал антураж и даже атмосферу подъезда типичной пятиэтажки». Так в результате сотворчества родилось актуальное произведение.

ЗАТЕРЯННЫЙ ШЕДЕВР

Активность выксунцев выросла в параллельную программу фестиваля. Центральным событием стала выставка «То, чего не может быть», целиком состоящая из произведений местных художников. Так или иначе они рассуждают на тему того, чего не может быть. И рассуждение трех авторов представляются наиболее интересными. Местный скульптор-самородок в дереве изобразил персонажей картин Боттичелли, Джорджоне и Рубенса. Голова Медузы Горгоны и рожденная из пены Венера — это то, чего, к сожалению, пока не может быть в Выксе. Важную тему «незамечаемой повседневности» поднимает своими работами группа «Спецотряд» (в нее входят три школьника и студентка техникума). На их графических листах заштрихованы и таким образом «проявлены» тротуарная плитка, ствол дерева и даже канализационный люк. «Явленность» этих знакомых каждому «узоров» деликатно помещает повседневность в актуальный художественный контекст. За шторами открывается видео. Красивый заброшенный дом рассказывает нам свою историю от первого лица. Объект этот оказался действительно уникальным, и корреспондент «МК», временно покинув Выксу, отправляется на Оку, в село Досчатое, где стоит в полном запустении красивейший дом XVIII века — так называемый охотничий домик, или мыза, построенная одним из братьев Баташевых.

Двухэтажное здание напоминает флигель готического замка с круглой башней. Мощный входной портал завершается огромным арочным окном. Смелая компоновка объемов и свободная трактовка архитектурных элементов делает все его фасады живописными с любого ракурса и во всем выявляет почерк зрелого мастера. Дом датирован концом XVIII века и с тех пор ни разу не перестраивался. Предположительно, его строил Михаил Кисельников — крепостной зодчий Баташевых, который либо был самородком, либо авторство приписано ему по ошибке. Существует и другая версия, которая указывает на авторство выдающегося московского архитектора Василия Баженова. Помимо впечатляющего внешнего вида, не растерявшего своего благородства даже в крайнем запустении, дом сохранил нестандартную планировку, с двумя круглыми залами на каждом этаже. В советское время здесь располагалась сельская больница, но с 2012 года памятник буквально брошен и медленно разрушается, несмотря на табличку «охраняется государством», появившуюся в 1980-х годах.

Хочется верить, что ответственность государства или современных «Баташевых» распространится на этот удивительный памятник, о котором никто не говорит, кроме автора той самой короткометражки, 25-летней жительницы Выксы Марии Рыковой.

МЕСТО, ГДЕ СБЫВАЮТСЯ МЕЧТЫ

За девять лет «Арт-Овраг» стал фестивалем, который не «завершается» в принципе. Дело в том, что три дня сумасшедшей по концентрации программы, включающей концерты, перформансы, выступления спортсменов, выставки, лекции, презентации архитектурных объектов, ленд-арта и многое другое, сменяет методичная работа в течение года. Во время нее жители Выксы развивают в себе творческие навыки, расширяют кругозор, создают актуальные художественные произведения — от документальных видео до больших плавучих конструкций. Этот «хвост кометы» представляется важнейшим для формирования потребности в культуре у молодых людей, для подготовки правильной «почвы» будущих фестивалей.

«Раньше я посещала «Арт-Овраг» как зритель и мало что понимала, — признается Александра, помощник куратора, 18 лет. — А потом стала волонтером, стала понимать, как работают все эти механизмы изнутри. На фестивале сбылась моя маленькая мечта. Зимой я участвовала в творческой лаборатории, на которой школьников учили организоваться и делать свои проекты. Наша группа сделала проект об истории города. Кто-то посвятил его мартеновским печам… А потом в музее была выставка наших работ, она длилась полтора месяца! И когда я сделала свой проект, то поняла, что могу заниматься чем-то большим, чем просто волонтерство. Теперь думаю на следующий год включиться в параллельную программу. Возможно, это будет экологическая тема или музыкальная… Для меня все интересно! Я бы даже сказала, что выбор будущей профессии для меня будет зависеть от того, какой темой мне предстоит заниматься на будущем «Арт-Овраге». Место, где сбываются мечты — говорили про наш фестиваль. Для тех, кто в нем поучаствовал, кто сделал свою программу, так оно и есть».

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28010 от 1 июля 2019

Заголовок в газете: Выкса эффектно угодила в овраг

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру