Фестиваль «Уроки режиссуры» показал страшную историю главного театрального революционера

Психоделичный Мейерхольд

11.10.2019 в 17:38, просмотров: 5277

Региональная программа фестиваля «Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры» открылась сложным во всех смыслах этого слова спектаклем. «Мейерхольд» питерской компании «Открытое пространство» — это не просто попытка рассказать историю жизни авангардиста и революционера советского театра, но и сделать это буквально на трех стульях. С премьерного показа — корреспондент «МК».

Фестиваль «Уроки режиссуры» показал страшную историю главного театрального революционера
Зина Райх (Алла Данишевская) и Всеволод Мейерхольд (Анатолий Журавин).

Биеннале уже трижды проходит в столице и каждый раз показывает на своих площадках очень содержательные спектакли. В этом году конкурс представлен работами 16 молодых режиссеров, чей профессиональный стаж не превышает 10 лет, а заявленные постановки сделаны год и два назад. Одна из таких — спектакль «Мейерхольд», который открыл региональную программу на Симоновской сцене Вахтанговского театра.

Зал в Калошином переулке маленький и узкий. Боковые стены обнесены камнем, а действие разворачивается на небольшой сцене, созданной на манер амфитеатра. Публика собралась преимущественно взрослая, но даже она не может отказать себе в удовольствии сделать селфи в залитом красным светом помещении. Тем временем на сцене транслируется крупная проекция лиц Всеволода Мейерхольда и его супруги Зинаиды Райх в страстном поцелуе. На полу узнаваемый советский ковер, красный телефон и пара стульев. С потолка свисают белый круг и квадрат — тоже экраны. Перед началом спектакля нас традиционно просят выключить телефоны и добавляют: «Содержательного вам вечера».

Что мы знаем о Всеволоде Мейерхольде? Реформатор, который не принял школу психологического театра и создал свою систему «биомеханики». За это его будут боготворить и клеймить, а потом и вовсе упекут в НКВД. А пока он молод, любим и почитаем всей театральной общественностью и вместе с Михаилом Чеховым штурмует мировые залы.

В спектакле появятся еще несколько именитых личностей. Например, Константин Станиславский, Сергей Есенин (в виде емких реплик и незримых образов), нарком просвещения Анатолий Луначарский, а также театральный критик и следователь НКВД. Все эти роли исполняет один актер Сергей Мендельсон (театр «За черной речкой»).

Анатолий Журавин, сыгравший заглавную роль, получил роль, о которой мечтает каждый артист, и исполнил ее на зависть прекрасно. Его Мейерхольд меняется на глазах: от молодого и эксцентричного реформатора до разбитого и немощного старика. Он сложный и многоплановый, каким и должен быть. Благодаря режиссерским решениям Романа Габриа персонажу все время приходится крутиться, переключаться и существовать в тяжелейших композиционных рисунках.

Анатолий Журавин в роли Мейерхольда.

В роли Зинаиды Райх Алла Данишевская. К слову, директор театра «Открытое пространство» и жена актера Анатолия Журавина. Муза на сцене — муза в жизни. Это не последний герой спектакля. Самостоятельный персонаж — чарующий и временами пугающий видеоряд, созданный Александрой Магелатовой. Экран в этой постановке — не общепринятая фишка современного театра. Это подсказчик тем, кто не сильно осведомлен в театральной истории, что именно Всеволод Мейерхольд ввел видеопроекции в спектакль.

Добивает зрителя, и без того зачарованного талантливой жутью происходящего, музыка. Специально для постановки композитор Влад Крылатов написал электронные темы в стиле IDM. Чтобы лучше понять, что это за буквы, больше схожие с названием первого компьютера, достаточно вспомнить легендарное «Сияние» Кубрика. Эпизод, когда из открывающихся дверей лифта хлынули реки крови под психоделическую музыку.