На Берлинском кинофестивале представили фильм о гомосексуалистах из Чечни

Картина американского режиссера скоро выйдет в мировой прокат, но у нас ее не покажут

70-й Берлинский кинофестиваль дошел до середины. Уже очевидно, что приход нового руководства во главе с итальянским арт-директором Карло Шатрианом радикально поменял жизнь старейшего киносмотра. Минимум политизированности, чем всегда отличался Берлинале, больше чистого искусства. Звезд почти нет, разве что Джонни Депп приезжал представить свою новую работу за пределами основного конкурса да Сигурни Уивер прошла в день открытия по звездной дорожке. С приходом новых кураторов словно бы открылся шлагбаум, и российское кино, которому долгие годы сюда был заказан путь, хлынуло потоком.

Картина американского режиссера скоро выйдет в мировой прокат, но у нас ее не покажут
Кадр из фильма «Гунда». Фото: Пресс-служба фестиваля.

Уже показали дебютный и очень тактильный фильм «Город уснул» Марии Игнатенко в программе «Форум», «Уроки фарси» американского режиссера и уроженца Киева Вадима Перельмана, в последние годы активно работающего с российскими кинематографистами и теперь сделавшего картину в копродукции России, Германии и Белоруссии. Ее события происходят в 1942 году в концлагере на территории Европы. Сценарий написан живущим в Германии Ильей Цофиным. В новой программе фестиваля «Столкновения», придуманной в пику основному конкурсу, участвует документальная лента «Гунда» российского режиссера Виктора Косаковского, снятая, правда, без участия России в копродукции Норвегии и США на норвежской ферме. Главными героями стали свинья Гунда и десяток ее поросят, которые на наших глазах из подслеповатых и беспомощных новорожденных становятся бойкими существами, одноногая курица, мужественно сражающаяся с обстоятельствами своей нелегкой жизни, а также коровы, гармонично выстроенные режиссером в пары с быками с невероятно печальными глазами. Но звездой стала Гунда. Зритель может лишь догадываться, что это ее имя вынесено в название картины. Никто в кадре ее так не называет. Слов здесь вообще нет, только хрюканье, сопенье. Гунда обожает поваляться в непролазной грязи, как всякая приличная свинья. Виктору Косаковскому пришлось составить ей компанию, чтобы зафиксировать это удовольствие на камеру, как и всю удивительную жизнь скотного двора. Картина черно-белая, очень выразительная, и кажется, что различаешь в ней цвета. На выставке кинетического искусства в родном городе Виктора Санкт-Петербурге в эти дни как раз проводят эксперимент. Посетителю показывают на экране клубнику и спрашивают, какого она цвета. Кажется, что она красная, а на самом деле это черно-белое изображение. Это обман зрения. В «Гунде» срабатывает подобный эффект, и кажется, что трава не бесцветная.

Кадр из фильма «Гунда». Фото: Пресс-служба фестиваля.

В этой же программе представили еще один неформатный фильм, имеющий отношение к России. «Мамкрог» снят знаменитым румынским режиссером Кристи Пую, известным по выдающейся картине «Смерть господина Лазареску». Новый фильм идет 200 минут, и не всякий зритель готов досмотреть его до конца. Хронометраж тут не главное препятствие. Все происходит в пределах одного усадебного дома, фактически в двух комнатах, куда приехали встретить Рождество гости. Они ведут нескончаемый диспут на французском языке, построенный на текстах русского философа Серебряного века Владимира Соловьева. Речь идет об исторических событиях, Александре Македонском, Рюриковичах, русских царях и мировой культуре. Первый час все эти господа стоя говорят и говорят, и их невольными слушателями становятся слуги, к которым они время от времени обращаются по-русски. И только обморок одной из дискутирующих, Ольги, сломает эту мизансцену. Следующую порцию разговоров в духе греческих ристалищ собьет в какой-то момент начавшееся кровотечение у графа, лежащего в соседней комнате. Происходящее выглядит комично сквозь призму восприятия слуг, их оплошностей, неожиданных событий, происходящих за пределами этого дома.

В «Панораме» участвует картина «Добро пожаловать в Чечню» американского режиссера Дэвида Фрэнса, которая скоро выйдет в мировой прокат, но у нас ее не покажут. Она об активистах, пытающихся вывозить из Грозного молодых людей и девушек нетрадиционной ориентации, которым грозит смерть. Они отправляются в Канаду и другие страны, где их готовы принять, в обстановке строжайшей секретности, иногда с родственниками, ставшими заложниками ситуации. Быть беженцем трудно, и все это понимают. Кто-то переживает, что никогда больше не увидит своих близких. Кто-то не выдерживает и совершает самоубийство, и нет возможности вызвать «скорую помощь», чтобы не «запалить» адрес пребывания. На экране — популярный чеченский певец Залимхан Бакаев, который исчез в 2017 году, и можно лишь гадать, что с ним произошло. 21-летняя чеченская красавица, дочь высокопоставленного чиновника, вынуждена бежать, поскольку родной дядя, узнав о ее ориентации, начал ее шантажировать. А началось все в 2017 году, когда задержали одного из героев картины во время зачисток, связанных с наркотиками. Тогда в его телефоне обнаружилась переписка, свидетельствовавшая о его сексуальной ориентации, и пошла цепочка. Герои картины рассказывают, что их пытали, били дубинками, но официально давать показания не хотят. На родине им говорят, что они — не чеченцы, позорят нацию, что их должны уничтожить собственные родственники. Глава республики утверждает, что у них геев нет, а если есть, то пусть их забирают в Канаду. Фильм вызывает у зрителей самые разные и, безусловно, сильные эмоции. На Берлинале, где много лет существует программа «Тедди», объединяющая фильмы о правах людей нетрадиционной ориентации, отметят работу активистов, оказывающих им поддержку, которые и стали героями фильма.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28202 от 25 февраля 2020

Заголовок в газете: Русский взгляд на норвежскую свинью

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру