Фильму Лозницы о похоронах Сталина не выдают прокатное удостоверение

Российские зрители могут не увидеть прощание с вождем народов

5 марта в день смерти Сталина планировалась российская премьера монтажного фильма «Государственные похороны» Сергея Лозницы. В российском варианте картина называется «Прощание со Сталиным». Ее премьера состоялась на 76-м Венецианском кинофестивале в сентябре прошлого года. Недавно фильм показали российской прессе, а дальше последовала тишина. Министерство культуры РФ пока не выдает прокатного удостоверения и никак не комментирует свое решение.

Российские зрители могут не увидеть прощание с вождем народов
Кадр из фильма «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). Предоставлено пресс-службой Венецианского кинофестиваля

На киностудии «Лендок», где когда-то работал живущий теперь в Берлине Сергей Лозница, и которая занимается выходом его фильма, говорят, что премьера переносится на неопределенный срок. Предполагают, что все дело в режиссере, его критическом отношении к политике России. Кто-то считает, что чиновники перестраховываются, боятся «волны народной» и сталинистов.

В «Государственных похоронах» запечатлен день смерти и похороны Сталина, прощание с ним в Колонном зале Дома Союзов, куда пришли тысячи людей. Лозница использует киноматериалы, снятые, начиная с 5 марта 1953 года, когда умер Сталин, по 9 марта, когда его хоронили. Но это, согласно официальной версии. Возможно, часть материала доснималась позднее. Все эти кадры вошли в фильм классика советского кино Сергея Герасимова «Великое прощание», снятого им совместно с Ильей Копалиным. Тогда их фильм запретили первые лица советской страны. И тут начинается удивительная история создания картины. «Великое прощание» снималось на две камеры и существовало в двух версиях - черно-белой и цветной. И если первая была смонтирована, то вторая десятилетия лежала без движения. Ее впервые использовал Лозница в «Государственных похоронах». Тогда на улицы вышли сотни операторов, чтобы запечатлеть народную скорбь. Часть кадров, как это бывало в советской кинохронике, - постановочные. У многих на груди траурные значки с портретом вождя, и это на следующий день после его кончины. Могли ли их заранее изготовить, предчувствуя скорый уход, или же операторы снимали и позже? Все эти материалы хранятся в Красногорском архиве кинофотодокументов. Лозницы лишь собрал и обнародовал неизвестный материал.

Кадр из фильма «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). Предоставлено пресс-службой Венецианского кинофестиваля

На экране показано, как 5 марта 1953 года вся страна от оленеводов до женщин освобожденного Востока вышла на улицы, чтобы прослушать медицинское заключение из громкоговорителей. 6 марта гроб с телом Сталина выставили в Колонном зале, куда люди шли в течение трех дней, несли неизвестно откуда взявшиеся живые тюльпаны. Камера зафиксировала не только скорбные, но и равнодушные лица, улыбки людей. Гроб, установленный на лафете со сталинской фуражкой везли на Красную площадь в мавзолей, на котором было уже два имени - Ленина и Сталина.

Повторяется история с запретом игровой картины «Смерть Сталина» британского режиссера Армандо Ианнуччи. Но «Государственные похороны» могут кому-то показаться опаснее. В финале картины Лозницы украшенный траурным флагами портрет Сталина поднимается к небу, скрипит на ветру, и в этот момент слышится звук захлопнувшейся двери.

Кадр из фильма «Прощание со Сталиным» («Государственные похороны»). Предоставлено пресс-службой Венецианского кинофестиваля

История картины Герасимова и Копалина грандиозна сама по себе. На цвет они могли снимать, но технической возможности напечатать такой материал не было. А когда это стало возможным, кому был нужен фильм о Сталине, где присутствует еще и Берия, к тому времени отправившийся в другой мир. Черно-белая версия, вероятно, появилась тоже после его смерти. И «Великому прощанию» вынесли приговор. До зрителя картина не дошла. Примерно такая же судьба может ждать и фильм Лозницы.