Руки прочь от нашего достояния

Вместо фельетона

Какие-то мы безалаберные. Итальянцы отняли у нас славу изобретателей радио, приписав ее какому-то Маркони, хотя всем известно, что радио придумал Попов, а итальянец Маркони просто запатентовал изобретение. Мы даже внимания на это не обратили, а когда спохватились, было уже поздно: Нобелевская премия уехала в Италию.

Вместо фельетона

Американцы забрали себе лавры изобретателей электрической лампочки, назначив гением своего Эдисона вместо нашего Ладыгина. Братья Райты украли у Можайского самолет, те же американцы вместе с изобретателем Сикорским вывезли к себе секрет строительства вертолета, немцы забрали исконно русское средство передвижения под названием «велосипед», а англичане слямзили у братьев Черепановых первый паровоз. А ведь были еще телевизор, телеграф, мобильный телефон. Русскую водку поляки присвоить хотели, но у них не получилось: Менделеева все же во всем мире знают, а кто пьет давно, тот может и про монаха Исидора рассказать, который, сидя в тюрьме, придумал гнать «хлебное вино». А мы на все эти грабежи и безобразия спокойно взирали, мол, пусть забирают, у нас этих изобретений пруд пруди. Даже когда водку забрать хотели, мы пальцем не пошевельнули, надеялись, что здравый смысл восторжествует. С водкой повезло, отобрать у нас наше русское лакомство не удалось, хотя Исидор с Менделеевым, наверное, где-то на небесах понервничали. А балет? Если он появился в средневековой Италии, почему Волочкова у нас родилась?

Но сейчас происходит нечто ужасное. У России отнимают национальное блюдо и одновременно национальную гордость — пельмени. Пельмени, которые сплотили столько семей в процессе лепки и перезнакомили массу россиян разных национальностей в процессе поедания! Эрмитаж русской высокой кухни! И кто отнимает — китайцы! Которые кроме пороха, бумаги и всяких вирусов ничего миру не дали! «Все пельмени и производные от них манты, позы и хинкали пошли от наших цзяоцзы!» — заявили китайцы, разбирающиеся в пельменях примерно так же, как поляки в водке, а итальянцы в радио. Ведь что входит в китайскую национальную кухню? Медузы, червяки, змеи и летучие мыши с рисом. Какие пельмени? Или они хотят сказать, что Иван Грозный, созывая воевод на пир, говорил: «Приходи, братья, ко мне на трапезу, цзяоцзы с медузами отведати под чарочку!» Да кто б к нему пришел, несмотря даже на то, что он Грозный! А ведь известно из летописей, что Иван травил неугодных бояр именно пельменями, меняя мясную начинку на яд! И никаких цзяоцзы, повара его даже слова такого не знали. Вот яд, вполне возможно, был китайского производства. Ел я недавно их зеленый горошек.

А когда Ермак на берегу Иртыша уже вкушал пельмени, никакого Китая вообще еще не было! Была какая-то империя Мин, где все ели палочками. Вы пробовали есть пельмени в бульоне, со сметаной, горчицей и со сливочным маслом, посыпанные укропом и жареным лучком, палочками? Попробуйте, если вам не жаль одежды. А вот Ермак степенно ел ложкой, которая, кстати, тоже русское изобретение времен вещего Олега — первую деревянную ложку выстругал дружинник Димка, Лубчев сын. А Европа в то время еще руками ела…

Этимология слова «пельмень» уходит в такую тьму веков, в такие дебри, куда никакой Чжу Ди, император страны Мин, не то что телят не гонял, даже на джонке не плавал! А ведь именно при нем была составлена «Энциклопедии годов правления под девизом Юнлэ», в которой были освещены все достижения человечества, известные в Китае на то время. 11 тысяч томов, и ни одного упоминания о пельменях! А на Руси в то время князь Курбский, будучи на Урале, писал в Москву: «Пируем знатно туточи Захар с мукой бел (белой) менъ сотворил (обменял) у вогуличей на вино хлебное и мясо в нее заворативати… …бел менъ кушанье назвалося…». «Бел менъ» — отсюда и пошел наш русский «пельмень»!

И, кстати, в Китае нет «Пельменных». Там, конечно, продаются пельмени на улице, но по внешнему виду это наши «Останкинские». Единственное отличие — внутри китайского пельменя может оказаться все что угодно, от кузнечиков до жареных мух. А настоящие, аутентичные пельмени с мясом можно попробовать только на их родине — в России. Еще недавно можно было зайти в любую «Пельменную» любого российского города и увидеть в глубине кухонного зала тетю Машу в халате, которая играючи разрывает красно-белую пачку и бросает серую слипшуюся массу в кипящую воду. Сейчас «Пельменных» поубавилось, но сами пельмени никуда не делись — они есть в любом, даже в самом пафосном ресторане. Осталась и традиция поедания пельменей, обязательно под наш исконный напиток, под нашу музыку и под разговоры о политике. Так что это наш российский бренд. А китайские товарищи пусть гуляш у венгерских пастухов воруют, он больше на китайскую кухню похож, там тоже все подряд в котел кидается.

Так что нам, чтобы прекратить попытки воровства нашего достояния, надо срочно внести пельмени в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Там уже есть армянский лаваш, неаполитанская пицца, вся мексиканская кухня, французы свой багет туда судорожно засовывают. А это, между прочим, простая булка! И мексиканскую кухню я на Казанском вокзале ел недавно — гуляш гуляшом, только перца много.

Мы, конечно, тоже не без греха. «Дом-2» у англичан, например, «позаимствовали». Но разве можно сравнивать «Дом-2» и пельмени?

Пусть все знают: пельмени не отдадим! Вот «Дом-2» пусть забирают. И цзяоцзы из него делают.


Илья Криштул

 

В рифму

КОРОНАВИРУСНОЕ

Смотрю в окно, вздыхая горько: эх!

Настали времена ну просто жуть!

Когда-то в жизни мог чихать на всех,

Теперь боюсь тихонько кашлянуть...


Евгений Минин

 

Ведущий рубрики Джангули Гвилава, e-mail: satira@mk.ru

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28222 от 21 марта 2020

Заголовок в газете: Руки прочь от нашего достояния!

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру