Какие военные фильмы предпочитают смотреть современные зрители

«Старики» не забыты, «Молодая гвардия» не упоминается

Накануне 75-летия Победы опубликовано сразу несколько зрительских рейтингов. За свои любимые фильмы о Великой Отечественной войне проголосовали тысячи людей. В двух из них лидировала картина Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Второе место интернет-пользователи отдали фильму «…А зори здесь тихие» Станислава Ростоцкого.  В третьем опросе с участием исключительно молодых зрителей от 12-24 лет,  лидировали  «…А зори здесь тихие», причем, 85 процентов голосов принадлежат девушкам,  а на втором месте оказались все те же «Старики». 

«Старики» не забыты, «Молодая гвардия» не упоминается
Кадр из фильма «В бой идут одни «старики».

На протяжении многих лет в числе лучших военных фильмов упоминаются «Летят журавли» Михаила Калатозова и крайне редко теперь вспоминают   «Молодую гвардию» Сергея Герасимова, ставшую событием в жизни страны. 

Мы решили напомнить об интересных фактах, связанных с тремя военными картинами: рекордсменом  почти всех отечественных рейтингов «В бой идут одни «старики», единственной в истории советского и российского  кино лентой «Летят журавли», удостоенной  «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, подзабытой  «Молодой гвардией», само создание которой в послевоенные годы стало уникальным. 

«В бой идут одни «старики»: Ромео хотел сбежать со съёмок

Картину Леонида Быкова о поющей эскадрилье в 1974 году посмотрело 44,3 млн человек. В 1977-ом за фильмы «В бой идут одни «старики» и «Аты-баты, шли солдаты…» Леонид Быков  получил Государственную премию Украинской ССР им. Тараса Шевченко.

А поначалу советские чиновники картину встретили сдержанно. И пришлось бы ей лежать на «полке», если бы не заступничество ветеранов. Борьба с фильмом началась, когда Леонид Быков  только представил сценарий. Его сочли негероическим. Но режиссер отчаянно сопротивлялся, читал его во время своих гастролей по СССР зрителям. Поддержка  участников Великой Отечественной войны, в частности  начальника штаба войсковой части № 55127 полковник Лезжова,  написавшего письмо  на киностудию Довженко, решило дело в пользу Быкова.  

Успех картине обеспечила и песня «Смуглянка». В подростковом возрасте, Быков катался на подножках теплушек и однажды увидел возвращавшихся с фронта  солдат. Они пели «Смуглянку», и эта песня не давала ему покоя много лет, а  потом вошла в фильм.

Сам Быков мечтал стать лётчиком, но, как говорят, ростом не вышел. Работая над фильмом, он разговаривал с участниками боёв и понял одну важную истину: «в  жестоком горниле войны, в беспощадном её пламени старшие опытные товарищи стремились, где это было возможно, сберечь молодых и неопытных соколят. В этом была высшая мудрость — забота о будущем, извечное право и долг сильных охранять, растить и воспитывать — себе смену» Об этом он и снял свой фильм «В бой идут одни «старики», где сыграл  капитана Титаренко, набиравшего желторотое пополнение. 

Почти с каждой ролью в этом фильме связана особая история. Быкову нужен был актер-узбек,  и он поделился этим с Родионом Нахапетовым во время их общей поездки в Баку. Нахапетов  рекомендовал Рустама Сагдуллаева, снимавшегося у него во «Влюбленных». Пришлось актеру разрываться между двумя картинами и городами: «Мой добрый человек» снимался в Ташкенте, а  «В бой идут одни «старики» на Украине. В первом требовались длинные волосы, поэтому, приезжая на площадку к Быкову, Сагдуллаев  надевал шлем. Только закончив работу в Ташкенте,   он постригся и смог носить пилотку. Есть сцена, где его Ромео в шлеме разговаривает с лётчицей Машей,  хотя в небо подниматься  не сбирается. .  

18-летняя Евгения Симонова, сыгравшая Машу, была второкурсницей Щукинского театрального училища, и работа в фильме Быкова стала для нее дебютной. Рустам Сагдуллаев рассказывал, как нарушив правила, посмотрел часть отснятого материала.  Он  проник  в зал, где полагалось быть только Быкову,  ужаснулся тому, что  рядом с Симоновой  выглядел как бабай, вернулся в гостиницу и начал собирать вещи.  Но неожиданно в его номер нагрянули Быков и «предатель» Сергей Иванов, сыгравший Кузнечика. Это он рассказал режиссеру о намерениях друга уехать домой. А Быков умел убеждать. Об этом ходят легенды. Так «Ромео» вернули в картину. Сергей Иванов ушел из жизни 20 лет назад после инфаркта. Ему было лишь  48 лет.

Быкову с трудом удалось утвердить на роль механика Макарыча Алексея Смирнова, который к тому времени снялся в таких хитах, как «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Свадьба в Малиновке», десятке других картин. Он был блестящим комедийным артистом, а тут война, вот чиновники и сопротивлялись, несмотря на то, что актер сам воевал, награжден орденами. Только когда Быков категорично заявил, что без Смирнова снимать не будет, дело сдвинулось с мертвой точки.   

Леонид Быков не смог получить цветную и очень дефицитную пленку, снимал на черно-белую, и остался доволен результатом. Но к 9 мая  2009 года, когда его уже не было в живых (он умер в 1979 году) картину отреставрировали, придали ей цвет и эффект советской плёнки 1973 года. Дочь режиссера Марьяна заявила, что таким образом нарушены авторские права. Она хотела выполнить волю отца, а не получить за это деньги, поэтому  моральный ущерб оценивался чисто символически в одну гривну. В мае 2011 года в  Киеве состоялся суд, признавший колоризацию  незаконной. 

Кадр из фильма «Молодая гвардия».

«Молодая гвардия»: краснодонские мальчишки напали на Моргунова

Фильм снимался в 1946-1948 годах. Режиссер Сергей Герасимов начал работать со своими студентами-третьекурсниками сначала над спектаклем, когда Александр Фадеев еще дописывал последние главы своего романа «Молодая гвардия». До 9 мая 1945 года оставался один год, и съемочная группа отправились на место событий в Краснодон, чтобы начать подготовку к съемкам двухсерийного фильма.

Роль Олега Кошевого сыграл Владимир Иванов, учившийся в ГИТИСе, куда пришел с фронта. Он воевал в противотанковой артиллерии, был трижды ранен. До него на роль пробовались многие актеры, но они не устраивали Фадеева и Герасимова. 

Иванов дал себе зарок: почти ничего не есть, как люди в оккупированном городе, перечитать все книги, которые любил его герой. Он купил  карманный фонарь  и по ночам выходил из московского общежития ГИТИСа на улицу, чтобы вжиться в роль, поскольку молодогвардейцы действовали по ночам. Перед съемками сцены клятвы Иванов так волновался, что обратился к Фадееву, и тот посоветовал сходить на Красную площадь и в мавзолей Ленина, как делал сам, когда наступал затор в работе. В тот же день Иванов побывал в мавзолее, долго ходил вокруг Кремля, поклялся отомстить за молодогвардейцев и отца, погибшего под Москвой  зимой 1941-го.  В Краснодоне актер жил  у матери Олега Кошевого.  За четверо суток  до съемок сцены казни  он сидел в сыром подвале,  перестал есть. Только пил  воду. Когда из-за снега съемки отложили на двое суток,  позволил себе два кусочка сахара.  Зубы пошатывались, кровь сочилась из десен и из-под ногтей. Актер едва стоял на ногах. 

Сцена казни снималась возле шурфа шахты N5, где погибли молодогвардейцы. Вокруг площадки собрались краснодонцы. Увидев вылезающих из грузовика актеров, привезенных на «казнь», они начали так рыдать, что пришлось оцепить территорию. Когда Владимира Иванова сбросили в шурф, он ударился головой,  едва не потерял сознание, а на него начали сбрасывать других актеров.  После съемок администратор группы  предложил участникам,  которых трясло, растереться тройным одеколоном.  

Снимавшиеся в массовых сценах краснодонцы, брать деньги за работу отказывались. Зато выстраивались в очередь перед столовой, держа в руках картошку и другую еду, принесенную для съемочной группы - отдавали последнее. С  продуктами тогда было тяжело, их получали по карточкам.  

Инна Макарова (ее не стало 25 марта 2020 года), сыгравшая Любовь Шевцову, написала в своих дневниках, как ее педагог  и жена Сергея Герасимова Тамара Макарова, (она сыграла маму Олега Кошевого) отвела ее перед пробами в «Националь» на шестимесячную  завивку. Там начинающую актрису сделали блондинкой, но  на следующий день пришлось идти опять к парикмахеру, чтобы окончательно закрепить белый цвет волос. Понадобилось поехать к косметичке Тамары Федоровны, чтобы проредить  брови, оказавшиеся слишком густыми. 

На съемках Инна Макарова и Сергей Бондарчук, снимавшийся в «Молодой гвардии» в роли  Андрея Валько,  поженились. Пока шла работа над фильмом, они жили почти в подвале без отопления, куда наведывались крысы. Там их застала премьера «Молодой гвардии». 

Роль предателя Стаховича сыграл Евгений Моргунов. Краснодонские мальчишки напали на него с криками: «Бей предателя!», порвали одежду, ударили чурбаком по голове, так что из уха потекла кровь, а на голове выросла  шишка. Шахтеры избили  артистов и преподавателей немецкого языка, игравших фашистов, когда те,  вживаясь в роль, ходили по городу в немецких мундирах. 

Готовую картину Сергей Герасимов возил ночью в Кремль, вернулся под утро.  После просмотра Сталиным первой серии, были сделаны замечания относительно  сцен партийного подполья, и уже отснятый материал полетел в корзину. Пошли слухи, что это провал. Пока снималась вторая серия, многие думали, что фильму конец. Как напишет Инна Макарова, к этому времени относится первый рубец на сердце Сергея Герасимова. Но после выхода фильма ему дали звание «народного». 

«Летят журавли»: Баталова взяли взяли в фильм только из-за Самойловой

Это единственная советская и российская картина, получившая главную награду Каннского кинофестиваля «Золотую пальмовую ветвь». В 1958 году она победила в  конкурентной борьбе с фильмами «У истоков жизни» Ингмара Бергмана и «Мой дядюшка»  Жака Тати. «Летят журавли» в Каннах представляли исполнительница главной роли Татьяна Самойлова и оператор Сергей Урусевский (художник по образованию, ученик патриарха советской графики Владимира Фаворского). У режиссера Михаила Калатозова накануне поездки случился инфаркт. 

Кадр из фильма «Летят журавли».

Татьяна Самойлова стала единственной российской актрисой, работа которой также отмечена в Каннах.  Она получила награду как самая  скромная и  очаровательная актриса фестиваля. А в 1959 году стала лауреатом французской премии «Победа», которую вручают по итогам опроса  журналов «Синемонд», «Фильм Франсе» и газеты «Фигаро». 

В западной прессе было много отзывов в дни фестиваля, а в СССР появилось  безликое сообщение только в одной газете без указания имени режиссера. В кинематографических кругах отношение к фильму тоже было непростым. Один известный режиссер, фильм которого вышел в то же время и чем-то был похож на «Летят журавли»,  назвал его крикливым, сбивающим с ног, сравнил с цирковым карликом. Картина не понравилась Хрущеву, который воспринял героиню Самойловой как шлюху – не дождалась жениха с фронта, вышла замуж за его двоюродного брата, имевшего бронь.

Начинающую актрису нашел  ассистент  Калатозова в Театральном училище им. Щукина. Автору сценария Виктору Розову она поначалу не понравилась, ему казалось, что на роль Вероники больше подходит чуть более опытная Елена Добронравова. Позднее он извинился перед Самойловой. А Калатозов забраковал Добронравову  из-за возраста. Ему нужна была героиня моложе. И это стало трагедией для актрисы, которую позднее пробовали еще и в фильм «Офицеры», но утвердили Алину Покровскую. Две несостоявшиеся работы нанесли  Елене Добронравовой травму. На роль Вероники пробовалось много актрис, а том числе и Инна Выходцева (в 1958-ом она дебютировала в «Тихом Доне») и  Алевтина Константинова (театральная актриса, позднее ставшая женой актера Владимира Коренева).   

После триумфа на Каннском кинофестивале Самойлову  приглашали  многие киностудии мира, включая Голливуд. Но на любой запрос следовал  официальный ответ: в данный момент актриса  занята в других картинах. 4 мая 2014 года Татьяна Самойлова умерла в день своего 80-летия. 

Татьяна Самойлова в фильме "Летят журавли».

Алексей Баталов был утвержден на роль Бориса сразу. Никаких других проб не было. Хотя до этого он не был знаком с Михаилом Калатозовым. Баталов и годы спустя не раз рассказывал, что на роль его взяли только из-за Самойловой: вместе они хорошо смотрелись. Давалось все не так легко. На съемках одной сцены, актер пострадал, упав лицом на ветку. Все могла закончиться печально, если бы не искусный хирург Поросенков, аккуратно зашивший нос и щеку. Шрама не осталось. Автор пьесы «Вечно живые», переработанной в сценарий фильма «Летят журавли» Виктор Розов, как и его Борис, в 1941-ом добровольцем ушел на фронт, попал в народное ополчение Краснопресненского района. Когда писал знаменитую сцену проводов Бориса, вспоминал, как его самого провожали на фронт 10 июля 1941 года. «Краснопресненская дивизия народного ополчения лавой плыла по ночным темным московским улицам. По краям тротуаров стояли люди, и я услышал женский голос, благословлявший нас в путь: «Возвращайтесь живыми!» Эту реплику я в неприкосновенности отдал бабушке в пьесе «Вечно живые» - напишет Розов в своей автобиографической книге. Он участвовал в единственном бою, где погибли все его товарищи. Был тяжело ранен и его, истекающего кровью, шесть суток везли с фронта  в госпиталь. 

Сюжет:

75 лет Победы