Мкртич Окроян: «Ар Деко невозможно повторить»

Основатель музея Ар Деко рассказал об уникальной коллекции

Стилю ар-деко скоро официально исполнится сто лет, но интерес к нему не ослабевает. Оттого особенно радостно, что едва ли не самая большая коллекция образцов этого знаменитого культурного течения находится в России и представлена в первом мире музее Ар Деко на Лужнецкой набережной, открывшемся в декабре 2014 года. Отдельно стоит сказать о его создателе, предпринимателе и меценате, генеральном конструкторе АМНТК «Союз» Мкртиче Окрояне. Выпускник математического факультета МГУ, он возглавлял НПО «Альма-матер», работал инженером научно-исследовательского института механики МГУ, занимал должность президента ЗАО Торговый дом «Ами-Тун». С 2005 года и по настоящее время Окроян – Президент Группы компаний «Аури», работающей в различных отраслях российской экономики (машиностроительное производство, авиадвигателестроение, производство кормов для животных, производство минеральных компонентов для различных отраслей экономики). Мкртич Окроян – обладатель крупнейшей частной коллекции скульптур, декоративных панно и предметов интерьера эпохи ар-деко. В интервью «МК» он рассказал о наиболее ярких экспонатах, русском и европейском искусстве и философии ар-деко. 

Основатель музея Ар Деко рассказал об уникальной коллекции
Мкртич Окроян. Фото предоставлено пресс-службой АМНТК «Союз»

– Мкртич Окроевич, музею Ар Деко вот уже более пяти лет. Как бы вы определили его главные достижения за эти годы?

– Думаю, главное наше достижение состоит в том, что посетители, глядя на экспонаты коллекции, понимают естественную связь русской культуры начала двадцатого века с европейским ар-деко. Европейцы, конечно, этого не признают, но когда мы смотрим на многие скульптуры, то видим, что они созданы на основе эскизов русских художников: Бакста, Попова, Кандинского. Посетители чувствуют эту связь и осознают, что нет никакого водораздела между русской и европейской культурой. Более того, русский модерн был раньше европейского. Поскольку в Европе до двадцатого века искусство было в основном орнаментальное и королевское: барокко, рококо, а простой народ не имел своих ярких, культурных образов. Напротив, в России модерн конца девятнадцатого столетия не всегда отражал царскую жизнь. Вспомним картины Репина или Петрова-Водкина. Европейцы часто предвзято смотрят на Россию, а мы можем сказать: «Уважаемые европейцы, ваша культура порождена от русских художников, скульпторов, танцовщиц». Мы с супругой подготовили две большие книги об ар-деко, и английские авторы, написавшие предисловие к ней, признали, что этот стиль подпитывался русской культурой. Если в мире признано, что Кандинский – основатель абстракционизма, то такое же значение в становлении стиля ар-деко имеют русские художники и российские деятели искусства того времени.

Нельзя не отметить, что в 2015 году музей Ар Деко вошел в Международный совет музеев при ЮНЕСКО (ICOM).

– Как складывалась эта коллекция и что послужило отправной точкой ее создания?

– Подавляющее большинство скульптур в стиле ар-деко, которые существуют в мире, находится в нашей коллекции. Она была собрана по всему миру от Токио до Петербурга, включая Южную Африку, Бразилию, Аргентину. Началось же все с того, как в 2004 году я случайно нашел в антикварном магазине Петербурга одну из интереснейших работ Дмитрия Чипаруса «Девочка с попугаем» – двухметровую бронзовую скульптуру в стиле ар-деко, подобных которой в Европе нет. Многие лучшие произведения были приобретены на аукционах. Например, «Тройка русских танцовщиц» куплена на аукционе Christie’s в Париже.

– Коллекция музея формировалась на протяжении пятнадцати лет. Какие находки для вас наиболее ценны и почему?

– У нас есть много экспонатов, которые существуют в единственном экземпляре, главные из них обе скульптуры Чипаруса – «Девушки» и «Русский балет». Присутствуют и работы, которые в свое время были в домах Шанеля, Лалика. Музей Ар Деко – это не только музей скульптур, а по своей сути – великое прикладное искусство, поэтому в музее представлено много работ по мебели, по металлу. Один из ведущих авторов этого направления – Эдгар Брандт, чьи основные произведения тоже находятся в нашей коллекции. Есть несколько знаменитых авторов: это Брандт, Чипарус, Пёрцель. Чипарус представляет французскую школу. По национальности он румын со славянскими корнями, учился в Италии, потом уехал во Францию, где стал серьезным общественным деятелем и создал самые значительные скульптуры в стиле ар-деко. Прейс – немец. Он был знаменит своим строгим, элегантным представлением скульптур олимпийских видов спорта, Пёрцель – автор, воплотивший австрийский модерн.

– Известно, что после Второй мировой войны в Европе интерес к ар-деко падает и возрождается только в конце 1980-х. С чем, на ваш взгляд, связана популярность этого стиля и как вы для себя определяете его философию?

– Интерес к ар-деко начал возрождаться уже в 1960-х, а концептуально сформировался в 1980-х. Впервые применительно к ар-деко это сделал английский искусствовед с русскими корнями Виктор Арвейс, который выпустил монографию по этому стилевому течению. Если в девятнадцатом веке скульптура изображала некие символические образы, то в ар-деко из слоновой кости создавали фигуру конкретного человека, у которого есть имя и фамилия. Не случайно в начале двадцатого века во Франции церковь начала гонения на авторов и художников, упрекая их в том, что нельзя непосредственно представлять лицо человека. Скульптура ар-деко показывает характер личности, лицо, образ. Такие объекты могли иметь в домах только достаточно богатые люди, общественные деятели, политики. Для них это была демонстрация определенного социального статуса. Ар-деко невозможно повторить. Повторение скульптуры ар-деко называют не копией, а фейком, потому что другой автор не может в точности воспроизвести конкретное лицо. Живопись намного проще подделывать.

Кроме того, живопись находится в музеях или у очень серьезных коллекционеров, а предметы ар-деко вошли в дома людей и стали частью их повседневности. Ар-деко породил новые культуры: неоклассицизм в 1940-1950-е и во многом нонконформизм.

– Расскажите о новых экспозициях и проектах музея, чем попробуете удивить?  

(Мкртич Окроян на секунду задумывается.)

– В музее представлена только часть экспонатов, которая существует у нас. Есть проекты, связанные с реставрацией мебели 1920–1930-х годов во Франции, – это первые экземпляры современной мебели по своему функционалу и подходу. Предметы нашей коллекции демонстрировались на выставках в Испании и Петербурге. Мы продолжим активное международное сотрудничество, особенно когда будут сняты полностью ограничения из-за пандемии.