Спектакли отменяются, пермские боги остаются: «Золотая маска» уходит в онлайн

Лауреаты будут объявлены 10 ноября

Вручение Российской национальной театральной премии «Золотая маска» изначально планировалось на 15 апреля. Из-за пандемии одноименный фестиваль пришлось временно приостановить. Пережив карантин, он возобновил работу. Спектакли и теперь идут в Москве, но далеко не все. Часть из них жюри (те, кто не выбыл из строя из-за коронавируса) отправилось смотреть в Петербург. В довершение ко всему дирекция премии приняла решение отказаться от проведения живой церемонии 30 октября и уйти в онлайн. В четверг стало известно об отмене спектаклей театра Урал Опера Балет.

Лауреаты будут объявлены 10 ноября
Сцена из спектакля «Гроза». Фото: chekhov-center.ru

В заявлении дирекции говорится: «Учитывая резкое увеличение числа заболевших вирусом COVID-19 в последнее время и желая предотвратить дополнительные риски для здоровья коллег, партнеров, друзей, приглашенных на церемонию, учредитель премии, Союз театральных деятелей РФ и дирекция «Золотой Маски» приняли непростое решение о переводе вручения премии в онлайн-формат». 

Онлайн-трансляция, где объявят лауреатов, пройдет 10 ноября на интернет-портале и в соцсетях. Из-за сложной эпидемиологической ситуации, увеличения риска в случае гастролей больших коллективов,  только что отменили  московские показы спектаклей Екатеринбургского театра Урал Опера Балет. Остается надежда, что их увидит выстоявшая в пандемию часть жюри. В Москве спектакли уже не состоятся. 

Среди смельчаков, отважившихся приехать на фестиваль в эту опасную осень, оказались театры из самых дальних городов. «Чехов-центр» из Южно-Сахалинска показал футуристическую сказку «Гроза» по мотивам одноименной пьесы Островского в постановке Александра Созонова. Ее действие перенесено в XXII век. «Гроза»  выдвинута на соискание премии как спектакль большой формы, также номинированы режиссер,  художник Алина Алимова,  исполнители ролей второго плана – Александр Ли (экзотический Кудряш, разодетый как павлин, с яркой татуировкой) и сыгравшая все понимающую и незамысловатую Варвару Алиса Медведева. 

Город  Калинов 2159 года  как стоял, так и стоит на берегу Волги. Только  теперь в ней водятся русалки. А правят народом киборги, доступные только  в онлайн. Нефть и газ в стране давно закончились. Возведена Великая русская стена. Страна вполне самоизолировалась. Это царство медведей и православного интернета. Средневековый мрак победил. Выходят, правда,  на митинги  странноватые граждане с плакатами «Спаси и сохрани переписку в мессенджерах за полгода». Но лучше бы их тут не было.   

Кабаниха - в самом соку, властная и похотливая. Разве что летающий гроб с покойным мужем может ее слегка приструнить. Катерина молода и прекрасна, единственная тут светлая душа. Для относительно недавно пополнившей труппу Аллы Кахан придуман неожиданный  пластический образ.  Ее страстное свидание  с Борисом – почти балет.  

Александр Ли сыграл Кудряша в «Грозе». Фото: chekhov-center.ru

Калинов в конце концов накроет толща воды. Таким будет наказание богов. А на останках города будет торжествовать что-то говорящий на китайском языке герой Александр Ли, азиатская внешность которого тут оказалась кстати. В общем, Китай завоюет мир.  

Показали в Москву и спектакль-контакт «Мария и я» Хабаровского ТЮЗа, поставленный режиссером Иваном Куркиным и художником-постановщиком Анной Мартыненко. Он  представлен в номинации «Эксперимент». В его основе – графический роман Марии и Мигеля Гаярдо. Зрители, которых должно быть не больше десяти, получают при входе рисунки с собственным изображением. Их мгновенно делает актриса Оксана Желтякова. Она  рисует нас для Марии – так зовут особенную девочку с аутичным расстройством. Посидев несколько минут  в креслах-мешках, узнав, что юная героиня отправляется из Барселоны на Канарские острова к морю, мы должны вступить с ней в воображаемый диалог. Поодиночке заходим в одну из десяти комнат, выполняем  задания, написанные на стене. Допустим,   выбираем для Марии  еду, футболку с надписью «Я уникальна как любой другой» Проделав это, приклеиваем в каждой комнате свой потрет. Возможно, у совсем юных зрителей и возникает подключение к игре, но  взрослыми этого явно недостаточно.   

«Мария и я» — так выглядят задания для зрителя. Фото — Светлана Хохрякова

Спектакль малой формы «Пермские боги» - копродукция «Театра-Театра» из Перми и Пермской государственной художественной галереи, знаменитой деревянной православной скульптурой. Она и поразили режиссера Дмитрия Волкострелова, после чего возник необычный замысел - взглянуть на людей и богов и понять, насколько они соразмерны друг другу.   

Весь спектакль – это сплошное поскрипывание, перестукивание. За шорохи и крики отвечает композитор Дмитрий Власик Молодые актеры занимаются простым физическим трудом: набивают луковицами чулок, точат косу.  На  табло время ведет свой отсчет, фиксируется смена  времен года: весна, лето, осень, зима и снова весна. Но глобально ничего не меняется. 

Девушка читает строки Арсения Тарковского: «Вот и лето прошло, словно и не бывало…» А фоном другие актеры зачитывают отзывы посетителей пермского музея, скопившиеся за многие годы, их впечатления от деревянных пермских богов, созданных послушниками, простыми сельскими людьми. К крестьянским святым можно было обращаться в беде и радости. «Кто такие пермские боги?», «Кто такие пермские люди?» - эти вопросы тихо-тихо повторяются, как бормотанье, и создается музыка спектакля. В нем вся соль. А главным героем становится время. Сцена своим убранством напоминает деревянную избу (художник Ксения Перетрухина, выдвинутая на премию), пронизанную светом (его поставил Илья Пашнин, тоже номинант нынешнего года). Наверняка, спектакль на спектакль не приходится. Он может сложиться в нечто необъяснимо прекрасное, а может вызвать скуку и непонимание. В тот московский вечер  он для кого-то совсем не прозвучал.