Ради музея Вахтангова во Владикавказе расселили непростой дом

На родину основателя приехала делегация Вахтанговского театра

В конце 2021 года в центре Владикавказа на берегу Терека откроется Дом-музей Евгения Вахтангова. Пока он заселен людьми, но уже в ноябре туда придут строители. На родину своего отца-основателя приехала делегация Московского театра им. Евг. Вахтангова, чтобы начать новый отсчет времени.  

На родину основателя приехала делегация Вахтанговского театра
Фасад дома, где жил Вахтангов.

«Это дом теперь наш. Он стал федеральной собственностью», - сказал на его пороге директор театра Кирилл Крок. А началась эта история в 1983 году с заявления легендарной актрисы Юлии Борисовой. После спектакля «Принцесса Турандот», завершавшего гастроли театра во Владикавказе в честь 100-летия Евгения Вахтангова, она вышла на сцену и со слезами на глазах сказала, что дом, где жил Вахтангов,  надо сохранить. Ее выступление произвело впечатление и не кануло в Лету.

Недавно во Владикавказе отреставрировали табачную фабрику, принадлежавшую отцу Вахтангова. Он мечтал о том, что сын продолжит семейное дело. Но у юного Евгения Вахтангова были другие интересы. Говорят, что он привлекал в свои ранние спектакли рабочих фабрики. Теперь ее территория стала частью обновленного Национального музея, открывшегося в сентябре. Сейчас там проходит выставка осетинского художника Асхара Есенова. Будем надеяться, что уже через год и Дом Вахтангова станет важной культурной точкой Владикавказа. 

Вахтанговцы во главе с Кириллом Кроком во дворе дома.

А пока делегация театра во главе с Кириллом Кроком и актрисой Людмилой Максаковой возложила цветы к памятнику Вахтангову и посетила дом, где в молодые годы жил знаменитый режиссер. Во дворе еще сушится белье. Мало кто теперь живет в подобных условиях, не имея элементарных удобств, туалета и ванны. 

1 ноября жильцы должны разъехаться по новым квартирам. Переговоры с ними начинались драматично. На прощальный ужин с вахтанговцами пришла команда риэлторов во главе с красавцем и виртуозом своего дела Казбеком. Говорят, что только он мог уговорить пожилых женщин освободить ветхое жилье. 

Как теперь шутят во Владикавказе, кто-то из жильцов хотел квартиру у Средиземного моря, кто-то соглашался на Черное, кому-то требовался вид на Красную площадь – не меньше. Аппетит приходил в процессе переговоров.

Во дворе дома Вахтангова.

У каждого жильца – своя история. 93-летняя бабушка, прожившая в этом доме 70 лет,  переехала в него к мужу после свадьбы, и теперь не хотела уезжать, боялась покидать привычное место. Многим жильцам казалось, что их непременно обманут. Они давно никому не верят, даже государству. Новое строительство часто становится трагедией для отдельных людей, и никакие разговоры об общественном благе тут не действуют. Мы поговорили с одной из жительниц вахтанговского дома Татьяной Багдасарянц, которая пришла с белыми розами встречать артистов и преподнесла букет Людмиле Максаковой .  

- Сколько лет вы прожили здесь?

- Я еще маленькая была, когда мы сюда приехали. Тогда все было по-другому. Я на велосипеде гоняла по деревянной веранде. У меня есть старая фотография, и я подарю ее музею. 

- Куда переезжаете?

- В сторону БАМа. Это новый микрорайон, где прекрасные просторные квартиры. Здесь у меня были частичные удобства. Перепланировку не делала - не хотелось отгораживать комнату ради ванны. Все оставила как есть, с  первоначальной лепниной. Здесь придется потрудиться, чтобы привести все в надлежащий вид. Кирилл Крок – большой молодец. Как он вообще взялся за это? Мы ему  очень благодарны.

- Но кто-то ведь не хотел выезжать?

- .Я вам про себя скажу. Несмотря на то, что жилищные условия улучшаются, не хочется уезжать, ведь вся жизнь тут прошла. Здесь я выросла, еще пешком под стол ходила, а теперь уже нахожусь в статусе бабушки. Конечно, у нас район прекрасный, набережная рядом. С возрастом каждому человеку  психологически тяжело покидать  место, где он  родился и вырос. 

Кирилл Крок, сделавший со своей командой почти невозможное, теперь торжественно сообщил: «Мы встречаемся с главой Республики Северная Осетия-Алания, чтобы получить свидетельство о собственности на все выкупленные в доме Вахтангова квартиры и скоро начнем ремонтные работы. Это будет структурное подразделение Театра им. Евг. Вахтангова с небольшим театрально-концертным залом. На втором этаже восстановим жилые апартаменты семьи Вахтанговых. 

Все эти мероприятия реализуются в рамках Указа президента о праздновании 100-летия театра и правительственной программы. Сегодня мы рапортуем о завершении первого этапа создания дома Вахтангова во Владикавказе. Мы планируем привлечь для совместных программ артистов из Русского театра им. Евгения Вахтангова Владикавказ, свободных творческих людей, которыми, я уверен, полон этот  город. Восстановительные работы хотели начать еще в марте, но вмешалась пандемия. 25 июля у нас было первое собрание с жильцами дома. В конце октября жители начали переезжать. Когда мы только начинали, было столько сомнений! Казалось, что это неподъемная задача. Мы надеемся в начале ноября зайти в дом со строителями».  

Пока Кирилл Крок делился планами, на крыше покосившегося сарая появилась роскошная кошка, потом вторая. Кто-то сказал: «Это душа дома. Хороший знак».

Актер Вахтанговского театра и ректор Театрального института им. Б.Щукина Евгений Князев приехал на историческое место прямо из аэропорта. На улицах к нему постоянно подходили люди: Вольф Мессинг приехал. Актер был полон эмоций и вспомнил одну интересную историю: «Когда-то внук Вахтангова - Евгений Сергеевич Вахтангов - на открытии памятника своему деду во дворе Театрального института им. Бориса Щукина, где собралось множество именитых людей, сказал: «Вот теперь бы я на вопрос бабушки о том, почему имя Вахтангова такое звучное, пожалуй, смог бы ответить». В 60-х годах, когда он был мальчишкой, она  спросила: «Почему имя Вахтангова становится все звонче, в то время как многие режиссеры забыты?» Так вот, все дело в учениках. Когда я учился, то наши учителя,  а они были непосредственными учениками Вахтангова, говорили: «Мы служим одному богу - Вахтангову». Создавалась целая вахтанговская империя». 

Евгений Князев у входа в будущий арт-квартал.

На встрече с главой Республики Вячеславом Битаровым Евгений Князев поступил примерно так, как когда-то Юлия Борисова. Он предложил создать вокруг дома Вахтангова арт-квартал. Как оказалась, подобная идея витала и в умах местного руководства, мечтающего  организовать в этом районе прогулочную зону и сделать ее  достопримечательностью Владикавказа. 

Актриса Людмила Максакова уже не раз бывала в родном городе Вахтангова, воспитала в Щукинском театральном училище немало осетинских актеров. «Сегодня очень большой день в истории нашего театра, - сказала она у памятника основателю  театра.  - Мы вспоминаем нашего великого учителя Евгения Вахтангова. Один из его главных уроков - нести в театр все возвышенное и светлое, а мелкое оставлять на пороге. Все мечты человечества сбываются. Вспомните великие научные открытия.  Но самая большая наша мечта – вернуть людей к людям. Театр, как раз то место, где это возможно. Жизнь человеческого духа никогда не исчезнет. Главное – огонь, который не погасить в людях. Он может легко разгореться, но его можно и быстро погасить неверием, скепсисом, цинизмом. Лучшее в людях можно пробуждать только с помощью горящего сердца».

Людмила Максакова у памятника Вахтангову.

В составе делегации была и молодая актриса Екатерина Симонова. На том месте, где сейчас располагается городская парковка, когда-то стоял дом ее семьи. «Мой прадед Рубен Николаевич Симонов был учеником Вахтангова и позднее, уже после его смерти, возглавил театр, - говорит она. – Я выросла под портретом Вахтангова, как только меня принесли в дом. На кухне у нас стояла ваза с его изображением. В комнате был портрет, где  Вахтангов стоит в валенках и отрывает свой театр-студию в холодную московскую зиму. Людмилу Максакову мой прадедушка принимал в театр, а  Евгения Князева взял  в труппу мой дед. Вахтангов для меня кумир, и моя семья все сделала для этого. Мне радостно, что во Владикавказе откроется Дом Вахтангова, и сам он станет кумиром для молодых ребят, возможно некоторые из них еще даже и не родились».  

Екатерина Симонова у памятника Вахтангову.

Худрук Русского театра Владикавказа Владимир Уваров тоже учился в знаменитой Щуке на одном курсе с отцом Екатерины Симоновой. Он шутит, что следовало бы присвоить Дому-музею Вахтангова  имя  Мадины Атаевой, которая, будучи министром культуры в Северной Осетии, душу вложила в то, чтобы это историческое место получило новую жизнь. 

Осуществить проект предстоит главному художнику Вахтанговского театра Максиму Обрезкову, тоже потомственному вахтанговцу. Мы поговорили с ним о том, каким он видит будущее дома.

- Насколько вы свободны в своих фантазиях?

- Мы всегда свободны, но есть обстоятельства, которые нашу фантазию ограничивают, обрамляют, направляют в другое русло, и она начинает развиваться в новом направлении. Когда расчистится внутреннее пространство дома, оголятся его стены, изначально не имевшие дополнительных перегородок, коммуникаций, проложенных, когда там стало жить много семей, оно продиктует свое видение. Тогда станет понятно, что можно привнести нового, как трансформировать старое. Когда мы погрузимся в скелет дома, потолкаемся в нем, будет ясно, где и что должно располагаться. Надо идти  от атмосферы дома, его стен.

- Каким вам представляется верхний мемориальный этаж?

- Меньше всего он должен напоминать музей. Это должно быть пространство дома, куда хочется прийти, где будут проходить творческие вечера, трансляции важных мероприятий и торжественных событий нашего театра, чтобы люди могли к ним приобщиться, погрузиться в их атмосферу. 

- Пространство предстоит наполнить предметами быта, и надо их где-то найти.

- Блошиные рынки же существуют. У меня желание сделать белое  пространство,  чтобы раритетные вещи, которые будут передаваться в музей, выделялись на его  фоне, и было понятно, где подлинная вещь, а где стилизация. 

- То есть это будет условное театральное пространство?

- Мы все равно не создадим абсолютной подлинности, поскольку нет документов и фотографий, которые бы четко определяли, где и что располагалось. Мы будем создавать некую легенду, и она может быть красивой и театральной. Новое пространство должно быть многофункциональным, камерным, семейным. Наличие посадочных мест и сцены не станет определяющим. Как говорил Вахтангов, нет праздника - нет спектакля.  Вот мы и попробуем его создать.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28405 от 2 ноября 2020

Заголовок в газете: Роскошная кошка приветствовала вахтанговцев

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру