Измученная Ходченкова: раскрыто закулисье съемок сериала «Казанова»

Советский лифт и джинсы из Казахстана

Сериал «Казанова» выгодно отличается от многих ретро-проектов тем, что в нем нет ни намека на урок истории с ярким политическим характером. Вместо этого романтика и авантюризм вперемежку с аферами. Мы связались с режиссером сериала Кириллом Белевичем и обсудил с ним измученную Светлану Ходченкову, матерей-одиночек, женское счастье, а также советские лифты и джинсы из Казахстана.

Советский лифт и джинсы из Казахстана
Кадр из фильма "На острие".

— Кирилл, «Казанова» — не самый типичный для вашей фильмографии сериал. Как к вам попал этот проект?

— Началось с того, что я захотел поменять амплуа режиссера. К нам тоже, как и к актерам, приклеиваются определенные штампы: вот этот может снимать только комедии, а этот экшн. Давно хотелось сломать такой стереотип, и поэтому меня очень заинтересовал сценарий, который предложила продюсер Нелли Яралова. 

Там было много женских персонажей, в то время как в моих картинах их всегда мало. Как правило, одна героиня. А здесь такое богатство. Плюс сама история интересная и сюжет нетривиальный. Я предложил сделать из этого не классический, а более легкий авантюрный детектив, мы ударили с Нелли по рукам и начали работу.

— В сериале главная роль досталась Светлане Ходченковой. Наверное ее поклонники очень удивились тому факту, что во многих сценах, она в общем не красотка…

— Это было одним из условий. Когда мы первый раз встретились, Светлана готовилась к прогону театрального проекта, в котором тогда участвовала, и была очень усталой, если не сказать измученной. И я ей тогда сказал: «Света, как же вы хорошо выглядите!» — она на меня очень удивленно посмотрела — «если получится такой же образ создать в фильме, будет просто гениально». Так и получилось. Она настоящая труженица и очень много привнесла в эту роль.

— То есть девушка с обложки вот так просто решила преобразиться в несчастную мать-одиночку?

— Хорошая актриса всегда чувствует роль и видит ее развитие. Не ходить же всю жизнь глянцевой обложкой, а здесь заманчивый образ, интересный архетип. Она играет очень узнаваемую в нашей стране женщину. У нас, наверное, большая часть людей воспитана матерями-одиночками, которые сами жили под пятой своих матерей-одиночек. Настоящий замкнутый круг.

— Самого Казанову долго искали?

— На роль Казановы у нас пробовались очень многие. Не буду перечислять фамилии, но искали мы долго. Одним из необходимых условий к актеру было наличие своего роди химии между его героем и героиней Светланы Ходченковой. Вообще, когда мы разрабатывали с Антоном Хабаровым роль Казановы, то договорились, что его задача как актера, влюбляться в каждую героиню. И поэтому его герой должен как бы светиться изнутри.

— Наверное это не так сложно, когда нужно разыгрывать романтические сцены с очень яркими женщинами…

— Все героини, благодаря актрисам, их сыгравшим, действительно, получились очень выразительными. Я хорошо знаю Иру Пегову, потому что она играла у меня главную роль в сериале «Старое ружье», и одну из героинь в «Казанове» мы писали специально под нее. Пришлось побороться за Олесю Железняк. У нее очень плотный театральный график, и выцепить Олесю на съемки практически невозможно. Но мы дождались, и ее героиня получилось очень яркой и убедительной.

— Каждая серия сделана как история обольщения и обмана новой жертвы. Можете назвать свой любимый эпизод?

— Нет, не могу, это будет очень некорректно. Мы же вместе со всеми актерами и актрисами искали, придумывали, собирали что-то из личных глубоких переживаний. Мы снимали восемь месяцев, а сам проект длился практически два года, поэтому мне сложно оценивать такого долгожданного ребенка.

— В основе сценария лежит настоящее уголовное дело, и у героя Антона Хабарова есть прототип. Это мошенник Юрий Лаждун по кличке Ален Делон. В конце семидесятых жертвами его амурных обманов стали 72 женщины. Как много из того расследования осталось в сценарии?

— Мы знакомились с материалами этого дела, но в сценарии в итоге остался только один документальный факт. Все жертвы Лаждуна были счастливы от того, что пережили с ним, и на суде просили не расстреливать мошенника. Именно за этот момент мы зацепились. В чем это самое женское счастье? Чего не хватает женщинам? На что она готова пойти и чем пожертвовать ради короткого счастья? Но что касается сюжетных линии, то их придумал сценарист Дмитрий Новоселов.

— Но вам все же пришлось вникнуть в разные приметы того времени. Вы ведь его отчасти застали…

— Я родился в Советском Союзе и в 1978 году, когда происходит действие сериала, пошел в первый класс. Поэтому я помню многие вещи и многое из того, что видно в кадре, воссоздано довольно точно. Квартира главной героини, кроватка, на которой спит ее сын, лампы, угловые батареи и другие детали стали предметами нашей скрупулезной работы.

— Здесь вам не позавидуешь. Конец семидесятых — не самое простое время, чтобы его воссоздать. Так получилось, что во время евроремонта девяностых все было просто выброшено…

— Это реальная катастрофа. Такое ощущение, что все семидесятые утеряны. Художнику-постановщику Леониду Кипнису пришлось непросто: мы искали вещи по всему бывшему Советскому Союзу.

Мебель, обои, бутылки из под кефира, ковры, граненые стаканы. Две пары джинсов того времени наш художник по костюмам Аня Смехова нашла где-то в Казахстане. Само собой что-то шили специально для съемок, но все же пытались приблизиться к оригиналу насколько это возможно. Отдельная история со съемками натуры. Один и тот же объект приходилось снимать не то, что в разных городах, а в разных странах. В серии, события которой по сценарию разворачиваются в Грузии, есть съемки из трех стран. Панорама с героями и проезд по улицам снимались в Грузии, само здание нашли в Крыму, а его интерьер уже в Москве. И это только один объект.

— Современная градостроительная политика действительно превращает съемки ретро в сложнейшую задачу. Где еще можно найти натуру того времени?

— Нас во многом спасал Крым. Там мы нашли советский санаторий, который сохранился в оригинальном виде. Такого, конечно, мало, поэтому фойе и гостиничные номера пришлось строить заново, но что-то нашлось и настоящее. Это просто замечательно и это чувствуется в кадре. Например старый кнопочный лифт с его уникальным звуком.

В Симферополе мы нашли потрясающий зоопарк, в котором героиня Светланы гуляет с сыном. Звери там еще в клетках, и их можно покормить с рук. Карусели того времени тоже настоящие. В Тбилиси и Ереване мы нашли несколько уникальных объектов. Конечно многое пришлось «достраивать» и затирать на компьютере, но, тем не менее, атмосферу той эпохи нам с оператором Денисом Пановым удалось передать с большим трепетом.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28424 от 25 ноября 2020

Заголовок в газете: Игры в любовь