Черное зеркало пандемии: художники осмыслили 2020 год

В Голландии готовят проект-исследование, яркую точку в котором поставит русский автор

  Пока в России все музеи и галереи закрыты, и еще не факт, что откроются 15 января (статистика заболеваемости коронавирусом не утешительна), Европа постепенно смягчает карантин – там вторая волна идет на спад. Так, в Нидерландах уже дали «зеленый свет» музеям, которые были закрыты с середины октября. И теперь многие арт-площадки готовят выставочные проекты, которые можно будет увидеть офлайн (с учетом всех мер предосторожности), но и онлайн-посещение будет доступно зрителям любой точки Земли. Одной из самых ярких выставок, рефлексирующей на поворотный 2020 год, обещает стать проект «Зеркало» в голландском музее Kunsthal KAdE. Откроет его умное зеркало, не работающее без улыбки, а завершит фильм-эксперимент от русского режиссера.

В Голландии готовят проект-исследование, яркую точку в котором поставит русский автор

 Пусть город Амерсфорт от нас далеко, но проект, который собираются представить там в музее Kunsthal KAdE, заслуживает внимания даже далекой от искусства публики. Ведь идея выставки актуальна как никогда. Это предложение всмотреться в свое отражение. В карантинное время каждый из нас, глядя в зеркало, задавался вопросом – кто этот «Я», если отбросить все социальные упаковки, маски и роли? Вглядеться в самую суть себя – вот та метафизическая задача, которую добровольно-принудительно поставили перед нами пандемия и изоляция. Проект «Зеркало» ищет ответ на него с помощью отражающего искусства. И, возможно, именно такой подход – поиска опоры через культуру и творчество – самый действенный. 

  Выставка «Зеркало» откроется в январе, но уже сейчас можно осмыслить идеи более чем 30 авторов из разных стран мира, которые примут в нем участие. Проект, исследующий феномен отражений, начнется с улыбки. Американский дизайнер Берк Ильхан изобрел для выставки умное зеркало, которое отражает лицо человека только, если он улыбается. И, наверное, этот позитивный посыл – основной, ведь лучшего лекарства еще от любых напастей еще не придумано. Не случайно арт-терапия еще сто лет назад была введена в медицинскую практику: без надежды, веры и положительного настроя организм начинает чахнуть. 

 Следующий объект анализирует еще одну тенденцию пандемического времени – потребность отражать свою индентичность в соцсетях. Никогда прежде виртуальное общение и самоидентификация онлайн не играли такой роли, как в наши дни. Инсталляции датского художника Йеппе Хайна как раз об этом. Его «Мобильный телефон» – это зеркальный мобиль, который приводится в движение велотренажером. Крутишь педали и выставочное пространство вокруг начинает меняться в его отражении. Таким образом, Хейн ставит перед зрителями вопрос: «Кто я? Какова моя реальность? Куда я двигаюсь?»

Далее последует исторический экскурс – обращение к произведениям прошлого, в которых так или иначе фигурировали зеркала. Это и библейские истории, и мифологические сказки (Нарцисс, Аматерасу и Венера), и литературные повествования («Белоснежка», «Алиса в Стране Чудес» и «Тиль Уленшпигель»). Не обойдется без живописи, и здесь основная роль отведена автопортретам, ведь для их создания художники использовали зеркала (а как иначе написать себя?). Чтобы запечатлеть свой образ на полотне, нужно провести часы или даже дни, вглядываясь в себя, а это совсем не то же самое, что поправить прическу перед выходом в свет. Это всматривание в каждую клеточку своего «я». 

 В исторической части не обойдет и без мистики – загадочных «черных зеркал», которые еще с античных времен использовали для гадания и прорицания. Задняя сторона такого зеркала, вместо серебряного покрытия, окрашена черной краской. Художники использовали черные зеркала, потому что они поглощают свет, то есть изображение видится в приглушенных тонах – картина приобретает притягательную сумеречность. К тому же, оно помогало автору скадрировать пейзаж. Один из самых известных пользователь черных зеркал в истории искусства – французский живописец XVII века Клод Лоррен. Его имя стало нарицательным в классическом пейзаже, именно в его честь и было названо зеркало. С помощью зеркала Клода специально для Kunsthal KAdE художник Джаспер Хагенаар создал новую работу с изображением анаморфозы: искаженную картину, которая выглядит реалистичной только при взгляде в зеркало. Идея очевидна: иногда – и, наверное, в наши дни особенно – реальность в наших глазах теряет смысл, начинает распадаться, и тогда нужна другая оптика, чтобы увидеть картину мира подлинной. Этой оптикой может быть искусство. 

  Особую роль зеркала занимают в современной науке, и это тоже будет наглядно проиллюстрировано. Помимо экспериментов с зеркалами, которые проводились на протяжении всей истории (начиная с Архимедовых фокусирующих солнце зеркал), рассмотрят космические технологии. Например, телескоп Уэбба – орбитальную обсерваторию с зеркалом 6,5 метров в диаметре, которая должна в будущем заменить знаменитый «Хаббл». А еще зеркало из синтетического стекла амстердамской дизайн-студии DRIFT, которое является побочным продуктом переработки химических отходов. 

   То есть зеркала применяются человеком в самых разных областях жизни, и в этом есть своя метафизика с точки зрения искусства. Но основная тема проекта – все же рефлексия через искусство. Поэтому финал выставки возвратит зрителя в художественную плоскость мышления. Здесь мы найдем работы самых влиятельных в мире искусства художниц – например, "зеркальную пьесу" Йоко Оно и исследовательские выступления Джоан Джонас. А еще новую работу Ирины Биргер, представляющую зрителям деконструированные отражения самих себя. 

 Заключительным «аккордом» станет работа нашего соотечественника – режиссера Виктора Коссаковского. Документальный фильм «Свято» 2005 года, получивший приз «Лавр» за лучший авторский неигровой арт-фильм, рассказывает, как после рождения сына Коссаковский два года скрывал все зеркала в доме. А потом, наконец, показал ребенку его отражение. Картина снята методом кинонаблюдения и вначале мы видим сложные отношения маленького человека с неким «чужим», ведь он не понимает, что перед ним зеркало, не знает, что это. Только в конце режиссер появляется в кадре и объясняет малышу, что перед ним собственное «я». Тогда ребенок вдруг целует свое изображение. Принимает себя. Познает. Об этом, должно быть, весь пандемический год – и для того он и дан человечеству.