Выставка Фалька откроется обнаженкой, взбесившей Хрущева

Бубновый валет выходит в свет

Третьяковская галерея не теряла времени даром во время вынужденного локдауна, окончание которого до сих пор под вопросом. Выход из музейной изоляции, намеченный на 16 января, кажется, отодвигается еще на неделю. Музейщики до сих пор не понимают, когда им разрешат открыться, но готовы хоть сегодня. Так, на Крымском валу собрали три масштабные выставки, и главным хитом обещает стать ретроспектива одного из лидеров «Бубнового валета», легендарного живописца Роберта Фалька. В экспозицию вошло около 200 лучших произведений художника из 19 музейных собраний, включая зарубежные, и 24 частных коллекций. Эта первая ретроспектива такого масштаба, которая позволяет проследить как менялся творческий метод мастера за полвека активной работы. Уже смонтированную, но еще не открытую выставку, посмотрел корр. «МК».

Бубновый  валет выходит в свет
Ретроспектива Роберта Фалька.

Несмотря на большой интерес к фигуре Роберта Фалька, его работы лишь однажды показывались в государственном музее объемно, и было это давно: в начале 1990-х в Русском музее. Однако небольшие выставки живописца проходят регулярно: так, прошлым летом в галерее «Наши художники» состоялся проект «Роберт Фальк. Частный случай». Многие работы, показанные там, сейчас вошли и в третьяковскую ретроспективу живописца, но помимо них музею удалось собрать множество прекрасных полотен, которые прежде не бывали в Москве. Среди них – работы из собрания Национальной галереи Армении, которые из-за пандемии было непросто доставить в Москву. На выставку со всех уголков страны и ближнего зарубежья взяли лучшее из лучшего – из более тысячи произведений выбрали пару сотен.  

    Открывает ретроспективу скандальная обнаженка: картина, участвовавшая в выставке к 30-летию МОСХа 1962 года, которую отчаянно ругал Никита Хрущев. «Это — извращение, это ненормально!» – кричал генсек в «Манеже», указывая на живопись Фалька. После этой скандальной истории появилась ироничная версия сцены у картины художника: «Это что за мазня?» – спрашивает генсек. «Это״ Обнаженная״ Фалька», – отвечают ему. «Голая Валька? Да кто на такую Вальку захочет залезть?!». Впрочем, этот анекдот, скорее, отражает общий тон, нежели дословно цитирует критические высказывания руководителя СССР. Тем не менее, история с «Обнаженной» Фалька вошла в анналы истории, как и вся скандальная выставка в «Манеже», которая стала катализатором последующих нападок на художников и писателей, разгромных выставок и возникновения нонконформистского искусства, андеграунда. 

Обнаженная в кресле. 1922-23 гг.

   Картина, с которой начинается ретроспектива Фалька и которая вызвала бурную реакцию Хрущева, называется «Обнаженная в кресле». Написана она зимой 1922-23 годов с известной натурщицы Станиславы Осипович, которая позировала Серову, Коненкову и Дейнеко. На ней выросло ни одно поколение русских живописцев. Осипович позировала всю жизнь и даже не вышла замуж, считая свою профессию модели первостепенной. Так и скончалась – на подиуме, задремав во время сеанса и уже мертвая упала со стула. Фальк писал уже немолодую Осипович в холодных мастерских ВХУТЕМАСа и, по воспоминаниям студентов вуза, она позировала обнаженной около буржуйки, поэтому  один бок ее поджаривался, а другой синел от холода. Так что художник, изображая ее наготу в темных синевато-зеленых тонах, был правдив. В этом портрете живописец уже отходит от своей кубистической манеры 1910-х годов, возвращаясь к эстетике старых мастеров, хотя все еще сохраняет черты этого направления. 

Обнаженная. Крым. 1916 г.

В другой работе мастера, тоже показанной на скандальной выставке в «Манеже», кубизма больше. «Обнаженная. Крым» написана в 1916-м, в зените его бубнововалетского периода. Ряд источников указывают на то, что генсек разразился критикой, увидев именно ее, а не обнаженную Осипович (на выставке в Третьяковке мы находим ее в третьем разделе). В этой картине больше секса и новаторства: модель Любовь Попеска написана сочными желтыми, красными и оранжевыми цветами, ее тело сложено из плоскостей, женщина держится за грудь и излучает страсть. Это и не удивительно: между натурщицей и художником тогда случился бурный роман. Так что Фальк чуть было не ушел от своей жены Елизаветы Поспеловой, однако Попеска не собиралась разводиться со своим мужем-военным, и отношения скоро сошли на нет. Зато шедевр остался. Так что Хрущев, задаваясь вопросом «женаты они или нет?», зрил в корень отношений. Впрочем, гениальности и мощи обнаженного портрета сей факт не отменяет.

Потрет двоюродной сестры.

   Выставка Фалька ведет нас по сложной биографии автора живописным маршрутом. В начале мы находим его ранние работы в стиле импрессионизма. В 1900-1910-х он, как и любой начинающий художник, ищет себя, пробует разные стили и гаммы. Здесь есть, например, портрет его первой жены Елизаветы Поспеловой, написанный в год их свадьбы – в 1909-м. Лиза напоминает девушку с картин Борисова-Мусатова – скромный взгляд устремлен в пол, голова слегка наклонена, цвета пастельные - бледно-розный и бедно-голубой. Рядом автопортрет художника,  по тональности близкий к Гогену: пишет себя в упор, загорелым, полным энергии, на фоне ярко-желтых крыш домов. В этом контрасте вся суть отношений Поспеловой и Фалька, девушки из обедневшей дворянской семьи и напористого юноши с еврейскими корнями…Рядом ними еще один портрет периода поисков, изображающий двоюродную сестру художника Лялю. Его манера здесь, скорее, ближе к Ренуару…

Портрет Лиза и автопортрет. 1909.

  Словом, о каждой картине на выставке можно рассказать целую историю – эстетическую и биографическую. И все же главное – здесь весь Фальк. Его ранний импрессионизм. Картины, побывавшие на выставке «Бубнового валета», которая произвела ошеломительный фурор в 1910 году и стала первой выставкой авангарда в стране (тогда Фальк познал славу и признание). Период возвращения к более классической живописи, когда художник поворачивается к старым мастерам и чувствует кризис искусства. Как раз тогда он переживает первый развод – с Лизой Поспеловой – и даже попадает в больницу для душевнобольных. Есть и его театральные эскизы, сделанные в период, когда он был женат уже на Кире Алексеевой, дочери Константина Станиславского. Наконец, его французский период: в Париже он находился в длительной командировке – с 1928 по 1937 годы. Там художника еще больше захватывает увлечение Сезанном, который оказал на него наибольшее влияние. После – возвращение на родину и эвакуация в Средней Азии, где написаны удивительно светлые и пронзительные работы. И финальная часть выставки – московский период, когда художник на долгие годы оказался забыт.

В это время в искусстве властвовал соцреализм, идеологическое искусство, а авангард оказался под запретом и был раскритикован за «формализм». Искусство живописца попало в «черные списки» – его картины не могли покупать музеи. После 1953 года Фальк стал для многих молодых авторов своеобразным символом ушедшей великой эпохи, мостом между прогрессивным искусством начала XX века и послесталинской оттепелью… Несмотря на то, что манера его менялась, Фальк всегда оставался Фальком – его картины легко узнать, увидеть в них философскую глубину, сочетание новаторских форм и тонкого света, свойственного таким мастерам, как Рембрант и Вермеер… Эта выставка – определенно этапная в посмертной биографии художника. Must see.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28458 от 15 января 2021

Заголовок в газете: Голая Валька от гения Фалька

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру