Центр имени Мейерхольда готовится к 30-летию

Валерий Фокин: «Надо не бояться перемен и не засиживаться в кабинетах»

30 мая Театральному центру им. Мейерхольда исполняется 30 лет. О том, как он живет сегодня и как отметит юбилей, рассказали его основатель Валерий Фокин, его преемник Виктор Рыжаков, стоявший у руля семь лет, и нынешний худрук Дмитрий Волкострелов.

Валерий Фокин: «Надо не бояться перемен и не засиживаться в кабинетах»
Фото: ЦИМ (Центр имени Мейерхольда).

Валерий Фокин руководил Центром им. Вс. Мейерхольда на протяжении 20 лет, а придумал его как экспериментальную площадку в пику репертуарному театру, которым теперь и сам руководит на посту худрука Александринки. Все течет, все изменяется. В 2011 году у центра появился собственный дом на Новослободской. «Сегодня совершенно другие спонсоры. Все поменялось. Главное — сохранить дух», — говорит Валерий Фокин. И еще — оставить за собой возможность поиска, стартового дебюта, сделать все, чтобы ЦИМ не стал прокатной площадкой, и главное — остался живым.

Когда-то Валерий Фокин добровольно покинул ЦИМ, призвал на свое место Виктора Рыжаков, а сам уехал в Петербург. Теперь он вспоминает: «Надо не бояться перемен и не засиживаться в кабинетах. Это сложно. Найти преемника трудно, но надо об этом заботиться. У нас как сел с гражданской панихиды, так потом оттуда не выкуришь».

В июле на Новослободской должна открыться вторая площадка — на 100 мест, со сценой-трансформером. Дмитрий Волкострелов стал худруком в 2020 году. Он находился на гастролях в Дрездене с независимым «театром post», когда ему позвонили и предложили возглавить ЦИМ. «Я практически сразу согласился, зная, что есть прекрасная команда, которая хорошо работает. Не хочется тратить время и жизнь на то, чтобы изгнать 26 врагов, победить, найти друзей», — говорит он. Теперь шутит, что никак не сбывается мечта о клонировании: чтобы один Волкострелов был в Москве, а второй — в Питере, где работает «театр post».

В планах нового худрука — не празднование, а работа. Идут репетиции спектакля «Space Х» «театра post», который не имеет отношения к Илону Маску. Дмитрий давно хотел сделать спектакль об архитектуре, дать голос пространству, сместить на него фокус внимания. Премьеру сыграют в ЦИМе в день рождения Мейерхольда. Пройдет фестиваль экспериментальных спектаклей из Японии, Узбекистана, Татарстана. Осуществится проект «Поехали!».

В мае пройдут гастроли Александринского театра, но пока точно не известно, какие именно спектакли привезут. «Все они требуют адаптации. Спектакли большого формата привезти в ЦИМ нельзя, — поясняет Фокин. — Что-то мы покажем на видео, проведем встречи, чтобы это были не просто гастроли». Это могут быть «Дети солнца» в постановке Николая Рощина, инсценировка рассказов Пантелеймона Романова и другой запрещенной прозы 1930-х годов, которую осуществляет Андрей Калинин. Его спектакль — о том, как взаимодействовать интеллигенции с властью, как себя не потерять. Возможно, привезут спектакль «Нана» в постановке Андрия Жолдака, провокативного парня, как его называет Фокин. А заодно пригласят и самого режиссера, живущего в Берлине. В конце февраля в Петербурге состоится премьера «Честной женщины» самого Фокина по пьесе его сына — Кирилла Фокина.

«Ситуация, в которую мы попали, — это катастрофа. Политики не очень это понимают. По-другому мы жить уже не сможем. Репертуарный театр попал в трудную ситуацию. Я был категорически против закрытия театра. Зрители должны приходить, нельзя повесить объявление: «Все ушли на фронт», «Все ушли на карантин»… Я не мог и представить себе полгода назад, чтобы наш «Маскарад» заменили на «Щелкунчика». Я спрашивал: «А они что, не болеют?» Оказалось, что в балете пять составов. Театры теперь не в той форме, в какой мы были, когда покинули мир в марте. Нам приходилось играть в пустом зале — это новый опыт и новое качество. Все можно использовать с выгодой, но карантин многих успокоил. Тренинг и форму, необходимую в диалоге со зрителем, мы постепенно набираем, но будут сложности. Все это быстро не закончится», — говорит Валерий Фокин.

Идея объединений нескольких театров, которую культивировал Валерий Фокин и которая не прошла в случае с Ярославским театром им. Волкова, коснулась Псковского театра драмы им. Пушкина. Готовится совместный проект с Александринкой на Пушкинском фестивале. «Ксению Блаженную» сыграют в Псковском кремле. Пройдет также лаборатория с участием молодых режиссеров Пскова и Петербурга. Их опыты затем войдут в репертуар псковского театра. Старшее поколение Александринки будет читать сочинения Пушкина, а подхватит их начинание псковская молодежь. «У Пскова не будет потери самостоятельности. Мы — головное предприятие, надо лишь привести в соответствие оргвопросы», — уверяет Фокин. По его словам, все согласовано с Дмитрием Месхиевым, стоящим у руля псковского театра.