Клеопатра и Антонио устроили пир в Пушкинском музее

В ГМИИ представили два 6-метровых шедевра Джамбаттисты Тьеполо

Пушкинский музей открывает выставочный сезон после локдауна. И начинается он с итальянского зала, где среди постоянных «жителей» экспозиции появились два масштабных полотна кисти знаменитого венецианского мастера XVIII века –Джамбаттисты Тьеполо (1696–1770), а также работы его сына Джандоменико (1727–1804). Два столетия назад полотна приобрел князь Николай Юсупов для своей коллекции. Всего он купил около десяти работ, некоторые из них находятся сейчас в постоянной экспозиции ГМИИ. Теперь два полотна, которые последние десятилетия хранились в музее-усадьбе Архангельское встретились со своими «старыми друзьями».

В ГМИИ представили два 6-метровых шедевра Джамбаттисты Тьеполо

Постоянная экспозиция ГМИИ начинается на втором этаже знаменитым Олимпийским залом, где выставлены слепки древнегреческих скульптур, сделанные еще по заказу основателя музея Ивана Цветаева. Пройдя его, сворачиваем направо и отказываемся в зале №17, где выставлена итальянская живопись. Здесь и находятся визитеры, приехавшие погостить в Пушкинский из музея-усадьба Архангельское. Доставить их сюда было делом нелегким, ведь полотна Тьеполо очень большие – шесть метров в ширину и три в высоту. Произведения были написаны примерно в 1745–1747 годы, и относиться к их перемещению нужно с предельной осторожностью. «Пройдут десятилетия или даже столетия, прежде чем наш музей вновь решится их перевозить», – сказал на открытии выставки директор музея-усадьбы Архангельское Вадим Задорожный.

   Перед нами два масштабных полотна, изображающих эпизоды из истории римского полководца Антония и его возлюбленной Клеопатры, последней царицы Египта из династии Птолемеев. По правую руку – «Пир Клеопатры». Полотно живописует сцену, описанную в книге IX века «Естественной истории» Плиния Старшего. Чтобы произвести впечатление на Антония, египетская царица закатила шикарный пир, во время которого растворила одну из жемчужин в уксусе и выпила драгоценный напиток. Дело в том, что Клеопатра поспорила, что истратит на застолье 10 миллион сестерциев, но даже самый роскошный праздник не стоил таких денег, так что она пустила в ход смекалку, и выиграла пари. На полотне изображен тот самый момент, когда царица опускает жемчуг в бокал. Второй сюжет, по левую руку от нас, носит название «Встреча Антонио и Клеопатры». Здесь описан не менее известный эпизод: царица встречает полководца после похода на Армению. Вместе с трофеями он привез пленного царя Артавазда II, закованного в кандалы. 

     Оба монументальных сюжета написаны Джамбаттисто Тьеполо в период эволюции его искусства, в момент творческого взлета, за которым последовало создание всемирно известных работ – росписей Палаццо Лабиа в Венеции, Виллы Вальмарана в Виченце, архиепископской резиденции в Вюрцбурге, королевской резиденции в Мадриде, –закрепивших за Тьеполо славу самого выдающегося мастера XVIII столетия.   Монументальные шедевры окружены работами его сына Джандоменико, а также другими картинами из юсуповского собрания, которые хранятся в Пушкинском музее. Представлены так же рисунки, которые помогают оценить сложность и масштаб работы живописца.

  У картин, представленных теперь в 17 зале, сложная судьба. Более 220 лет они находятся в России. И за это время сменили множество адресов. Некоторые из картин, приобретенных Юсуповым, не сохранились, но этим повезло. Изначально они находились в усадьбе князя – Архангельском. Позже, в 1834 году, переехали в фамильный дворец Юсуповых в Петербурге, и только спустя почти сто лет два больших полотна вновь вернулись в Архангельское. За это время им пришлось еще попутешествовать, например, эвакуацию в годы ВОВ они провели в Екатеринбурге. Тем не менее, картины отлично сохранились, и теперь у посетителей есть шанс увидеть два монументальных холста рядом с другими произведениями из коллекции князя Юсупова, которые в 1930-х годах, когда происходило перераспределение музейных коллекций, попали в Пушкинский музей.

   Показ Тьеполо в ГМИИ открывает серию итальянских событий, запланированных в Пушкинском в 2022-23 годах. «На это время, которое, надеюсь, будет более свободным, чем нынешнее, у нас запланирован цикл итальянских проектов. Мы увидим старое и современное искусство Италии», – анонсировала на открытии директор ГМИИ Марина Лошак. В представлении проекта участвовал и посол Италии в России Паскуале Терраччано, который отметил, что выставки, связанные с его родиной, будут показаны не только в Москве, но в региональных музеях, находящихся в ведомстве Пушкинского музея.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру