На Венецианском кинофестивале аборт показали в режиме реального времени

Физиологические подробности довели зрительницу до полуобморочного состояния

В основном конкурсе 78-го Венецианского кинофестиваля участвует 21 картина. Далеко не каждому аккредитованному на нем журналисту удастся в этом году все их посмотреть. Проблема попадания на сеансы так и остается острой. Более или менее гарантированы ранние восьмичасовые показы и те, что заканчиваются за полночь. На одном из вечерних сеансов показали французскую картину «Хэппенинг», печально завершившуюся полуобморочным состоянием одной из зрительниц.  

Физиологические подробности довели зрительницу до полуобморочного состояния

тестовый баннер под заглавное изображение

На волне феминизма и движения MeToo все чаще появляются картины, словно снятые для того, чтобы в очередной раз высказаться в защиту женщин, права которых ущемляются. Участвующий в основном конкурсе «Хэппенинг» французского режиссера ливанского происхождения,  активистки, выступающей за равные права женщин и мужчин в киноиндустрии, а в прошлом журналиста Одри Диван как раз и нацелен на разговор о том, каково это — быть женщиной.

Триумф румынской картины «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунджиу, еще до того, как началось движение MeToo, отмеченной «Золотой пальмовой ветвью» Каннского кинофестиваля в  2007 году, многим не дает покоя. Там тоже была затронута тема запрещения абортов в Румынии в 1987-м, в последние годы режима Чаушеску. Студентка хочет избавиться от нежеланного ребенка, что грозит уголовным наказанием. На прошлогоднем Берлинале резонанс имела американо-британская картина «Никогда, редко, иногда, всегда» Элизы Хиттман — о юной американке, вынужденной отправиться из своего штата, где запрещены аборты, в Нью-Йорк. Теперь французские кинематографисты затронули болевую тему, углубившись в прошлое. Если исходить из того, что хэппенинг предполагает  стирание границ между зрителем и художником, то опыт получился впечатляющим, о чем свидетельствует произошедшее на показе в Венеции.

События в «Хэппенинге» происходят в 1963 году. 23-летняя студентка беременна, и это для нее как гром среди ясного неба, словно произошло непорочное зачатие. Она не понимает, как это возможно. Если бы с экрана не прозвучало, что девушка родилась в 1940 году, то можно было бы предположить, что  ей лет 17, — так она неопытна и наивна. И  врачу сообщает, что у нее нет бойфренда. Ей надо прервать нежелательную беременность, а это чревато тюремным сроком. Аборты в стране запрещены. Врач ничем  не может ей помочь. Единственное, что в его силах, — это  дать совет сохранить ребенка. 

Проходят недели, и в субтитрах сообщается, на каком сроке беременности героиня. Ее играет обаятельная 20-летняя актриса Анамария Вартоломей. Дома девушка не найдет поддержки. Единственное, на что способна ее мать, роль которой сыграла звезда «Сибирского цирюльника» Сандрин Боннер, это дать пощечину. И девушка, сходив в библиотеку,  с оглядкой пролистав там медицинские книги о деторождении, решается на отчаянный шаг. Она берет спицу, расстилает простынь, ложится на пол, устанавливает зеркало и сама пытается прервать беременность. Зрители в деталях все это видят. Не все выдерживают. Кто-то прикрывает глаза. Накатывает тошнота, которую усугубляет постоянное ношение медицинских масок. В зале раздается крик. Одной зрительнице становится плохо. Пока ждут прихода врачей, кто-то в зале  оказывает ей первую помощь. Жертву киноискусства успевают под руки вывести на воздух — слава богу, что не вынести, — еще до прихода врачей. Сеанс не прерывается. Сделать это, как правило, невозможно, поскольку для нового показа потребуется ключ.  

Время работает не в пользу героини, и она решается на подпольный аборт, отправляется к колоритной акушерке с низким прокуренным голосом. Но и та советует хорошенько все обдумать, поскольку есть риск для жизни. Вновь зритель в режиме реального времени наблюдает за ходом операции с использованием первобытных медицинских приспособлений, следит за тем, как акушерка ковыряется в  чреве героини. А потом будут кровь и  жизнь на волоске от смерти. Потом действие резко оборвется, так что многие и не поймут, что, собственно, было. Кроме острых физиологических ощущений, не испытываешь почти ничего. Хотя зыбкость атмосферы, смятение героини Одри Диван смогла передать, но довести зрителей до высшей эмоциональной точки ей не удалось. Мы так и остались свидетелями операции, как студенты медицинского вуза, наблюдающие за работой опытных врачей.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28618 от 7 сентября 2021

Заголовок в газете: Кино в чреве девушки

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру