"Тень Табакова затмила Женовача": сменится ли руководство МХТ имени Чехова

Ополчившись на этот театр, чиновники упорно не замечают деградации МХАТ им. Горького

Что происходит на свете? Мир сошел с ума. За весь не скажу, а театральный — точно не в себе. Не успели мы оправиться от количества назначений в московских театрах (сразу три за вечер минувшей пятницы), как нас решили потрясти качеством перестановок. Во всяком случае, вторую неделю Москва всерьез обсуждает возможную смену власти в главном драматическом театре страны — МХТ им. Чехова. Телеграм-каналы уже поспешили присоединить Художественный к Театру Наций и сменить Сергея Женовача на Евгения Миронова.

Ополчившись на этот театр, чиновники упорно не замечают деградации МХАТ им. Горького
Сергей Женовач.

Можно ли верить безответственным источникам информации, где авторство всегда анонимно? Может, и не стоит, но, как говорят в России, особенно театральной, нет дыма без огня. Тем более что в понедельник худрук МХТ посетил офис своего учредителя — Министерство культуры — и будто бы решал с министром вопрос о расставании со своим нынешним директором Мариной Андрейкиной, им же в свое время приглашенной на этот пост. Не знаю, как разрешится между ними разбухающий конфликт, вот только после этого визита по Художественному поползли слухи, что и сам Женовач едва ли теперь усидит в кресле. «Во сюжет!» — как говорил нахальный полотер в лучшем фильме о Москве. Театр затаился в ожидании.

А между тем у Женовача контракт с Минкультом еще не закончился, полтора года осталось, а разговоры о том, что он не справляется с театром в Камергерском, почему-то только усиливаются. Но мы-то знаем, что если усиливаются — значит, это кому-нибудь нужно. Правда?

Рассмотрим картину в разрезе. В самом деле, что такого сделал или НЕ сделал Сергей Васильевич, заступивший на пост худрука Московского художественного театра после смерти Олега Павловича? Что ему можно инкриминировать? Что он не Табаков? А кто сегодня, как Табаков? Покажите такого гения актерского и менеджерского дара — нет его, не родился. Но и Табаков по режиссерскому таланту, надо честно признать, был не Женовач. А Женовач один из немногих, да что там — из считаных единиц, кто понимает, что такое психологический театр и как его делать. Тот самый театр, который в позапрошлом веке и создал гений Константин Станиславский, построивший его как раз в Камергерском переулке. И который Россия, как главный бренд страны, всегда пользовала и продолжает пользовать на международной арене. Поэтому совсем не случайно он в 2019-м оказался в МХТ и занялся развитием дела Станиславского в XXI веке.

Но тень Табакова, как тень отца Гамлета, Женовача не усыновила, а затмила. Как затмила бы она, наверное, любого ступившего в МХТ. Олег Павлович знал секрет: как делать успех, сочетая высокохудожественное с коммерческим, старые формы — с новыми. А Сергей Васильевич не знает (это минус), но зато понимает, как делать психологический театр (и это плюс). И в свое время построил его маленькое подобие — Студию театрального искусства (СТИ). Но успеха — такого, чтоб билеты рвали и на премьере висели на люстрах, — у него за два года с небольшим не случилось (это минус). Хорошие, сильные, качественные спектакли случились (это плюс), а успеха, к какому привыкли в Камергерском, нет. Может, слишком короткий срок для того, чтобы ждать и взвинченных повышенным спросом цен на билеты, и засиженных люстр? Это только у Табакова почти сразу в МХТ получилось. Но у него не было пандемии, локдауна. И он вне конкуренции.

Говорят, что недовольство части артистов МХТ может стать причиной преждевременной отставки нынешнего худрука (это минус). А где вы видели артистов, довольных худруками? Ефремовым в том же МХТ были недовольны, Любимовым — на Таганке, а Волчек — в «Современнике». Даже в адрес Туминаса, который вывел Вахтанговский в лучшие театры на сегодняшний день, тоже в свое время ворчали (это плюс). Но министерством в конце концов руководят не артисты, и там чиновники действуют, хочу надеяться, исходя из стратегических интересов культуры, а не по настроению (сегодня люблю, завтра — нет).

В общем, в осеннем воздухе, как осенний лист, вовсю витает слух об отставке действительно большого, но не очень эффективного художника. И все, начиная с телеграм-каналов и заканчивая Минкультом и даже Администрацией Президента (МХТ как-никак — нестыдная вывеска страны), обсуждают ее чуть ли не как факт, который вот-вот, если не сегодня, то завтра, свершится.

И тут хочется сказать: «Очнитесь!» Какой такой страшный и ужасный криминал происходит в МХТ?!

Может, вспомнить, что вообще-то за Минкультом числится и другой МХАТ — имени Горького. Прямо через дорогу от Чеховского, и тоже, между прочим, Художественный. Его худрук — Эдуард Бояков — как раз менеджер, а не художник, и неутомимый мастер блефа, тоже на полном серьезе себя под Станиславским чистит и на каждом шагу про это всем напоминает. А на деле вот уж где никаких художественных и тем более экономических свершений. Не МХАТ, а сплошное недоразумение, головная боль для Минкультуры: скандалы с артистами, суды, сомнительного качества постановки, армия приглашенных артистов при своей большой труппе. Ну разве что инстаграм-дива Бузова, с именем которой теперь пожизненно связан этот театр, поправила кассу. И благодаря которой театр на Тверском бульваре можно смело переименовать в Московский хайповый театр (МХАТ) — и исторические буковки не придется менять. Но зато тем, кто хоть что-то кроме Бузовой понимает и ценит в театре, не так обидно будет. Может, озаботиться МХАТом на Тверском и его к чему-то присоединить?

Официальные и неофициальные лица, так взволновавшиеся судьбой МХТ в Камергерском, по сути Боякова предпочли Женовачу. Ну что ж, кто-то между божьим даром и яичницей почему-то выбирает яичницу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28644 от 13 октября 2021

Заголовок в газете: Слить или не слить — вот в чем вопрос

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру