Пушкинский предстал в новом стиле: открылись интерьеры, но потерялась живопись

ГМИИ обновил экспозицию старых мастеров

 Пушкинский музей обновил постоянную экспозицию старых мастеров на первом этаже Главного здания. Доверили новый пространственный дизайн французскому сценографу, историку искусства Патрику Уркаду, известному своей кураторской работой в Версале и сотрудничеством с Карлом Лагерфельдом (для модельера он собирал коллекцию ДПИ). Результат, однако, оставляет вопросы. Да, в залах стало больше света, открылись взгляду потрясающие расписные потолки, однако живопись потерялась в белых лабиринтах новых выставочных стендов. Особенно пострадал Рембрандт — померк при ярком естественном свете.

ГМИИ обновил экспозицию старых мастеров

  Реэкспозиция охватила шесть залов. Патрик Уркад снес старые выгородки и открыл вид на историческое пространство Главного здания, открытого для публики в 1912 году. Сотрудники музея проделали большую архивную работу, чтобы восстановить сложную биографию каждого зала, и теперь зритель может узнать ее из описаний. Однако классическое вступительное слово к содержанию пространств исчезло. Раньше зритель мог прочитать на стене основную информацию о представленном искусстве: условно, здесь итальянская живопись таких-то веков, ее главные герои — такие-то художники, обратите внимания на следующие вещи. Теперь подробности придется искать на сайте музея. 

   Зал №31, расположенный в левом крыле Главного здания за Греческим двориком, с 2000-х годов использовался для камерных временных выставок. Теперь в него вернули североевропейское Возрождение XV–XVI вв., которое показывалось здесь с середины 1920-х по 1945 год. Однако шедевры Крана, Артсена и Бекелара рискуют лишиться внимания публики, поскольку находятся поодаль от остальной части постоянной экспозиции этого периода. За этим залом начинается история древнего мира — Египта, Ближнего Востока, Греции и Рима. Искусство немцев и голландцев XV–XVI вв. хронологически не вписывается в эту компанию. Здесь что-то не так с логистикой. 

   Экспонаты в этом зале, как и в остальных, обновленные, расположились на белых выставочных стендах. Однако работы размещены ниже, чем принято, словно рассчитаны на детский рост. При этом зал в отличие от других не кажется перегруженным. Стены здесь перекрасили в светло-бежевые тона, и камерное пространство визуально увеличилось. 

  Зал №7 последние 15 лет был отдан под итальянское искусство ХIII–XVI веков — иконы, фрески и другие христианские образы. Осталось оно здесь и теперь, но в другой конфигурации. Первое, что видишь при входе в зал, — большой житийный образ Мадонны с Младенцем на троне, выполненный в XIII веке во Флоренции художниками круга Коппо ди Марковальдо. Эта одна из лучших итальянских икон из собрания в ГМИИ разместилась на высокой желтой стойке, за которой публику ждет пространство, условно стилизованное под католический собор. Два прохода по бокам ведут мимо высоких арочных проемов, в которых выставлены итальянские шедевры — кисти Боттичелли, Тициана и Веронезе. Стены здесь опять же белые и бледно-бежевые. Правда, возвращаясь к выходу, натыкаешься на пустую желтую стену — это «изнанка» выгородки с флорентийским образом Мадонны и сюда так и просится какой-то экспонат или текст. 

   Правое крыло первого этажа преобразилось до неузнаваемости. Четыре зала (№8, 9, 10 и 11) полностью «переоделись» в белый и светло-серый. Из окон, прежде закрытых, теперь струится естественный свет из-под полупрозрачной занавеси. Благодаря такому решению взгляду открылись потрясающие расписные потолки, пространство наполняется воздухом. Осмотр начинается с шедевров Рубенса, Йорданса, Субарана и Мурильо (зал №10), которые экспонируются в своеобразном лабиринте из белых стендов. По ним любопытно прогуливаться, хотя и тут картины выставлены на уровне груди (может, тоже в расчете на детей?). Однако не ясно, насколько такое «лабиринтное» решение оправдано с точки зрения безопасности. Некоторые панели перекрывают обзор для смотрителей, образуя «слепые зоны». 

  Отсюда направо путь ведет в 11-й зал, где представлены работы Рембрандта, а также его предшественников и последователей. К сожалению, живопись великого голландца меркнет на белом фоне. Не случайно на родине художника, в том же музее Рейксмюсеум, его картины всегда выставляются на темных стенах и с правильной подсветкой — так краски на картинах начинают играть, светиться изнутри, показывая нюансы образов мастера светотени и раскрывая все оттенки живописи. На белом фоне темные картины (а у Рембрандта все такие) становятся еще более темными, так уж устроено наше зрение. Поэтому белый фон с локальным пересветом для экспонирования его живописи не годится. 

  8-й и 9-й залы с картинами итальянцев и французов тоже оставляют вопросы, озвученные выше, — о «слепых зонах» и заниженной точке обзора. Из общей экспозиции выделена, однако, картина Лука Джордано «Брак в Кане Галилейской», которая повествует о первом чуде Христа, когда он превратил воду в вино. Работа выставлена на конструкции пирамидальной формы, мы наблюдаем картину под углом, из-за чего живопись бликует. И в отличие от многих других выставленных картин она несколько выше привычной для взрослого человека точки обзора, что усложняет восприятие. 

  Реэкспозиция — это смелый эксперимент. Нужный и своевременный. Но, кажется, не вполне продуманный в деталях. Музей на пути глобального обновления, к 2026 году он превратится в модерновый современный арт-кластер. А к 2027 году площадь ГМИИ увеличится более чем вдвое — до 105 000 кв. м. Уже началось обновление остальной постоянной экспозиции: постоянной экспозиции Главного здания залы №16–30 закрыты для посещения до 9 ноября. К тому же там готовит выставку «Бывают странные сближения» еще один француз — Жан-Юбер Мартен. Для показа классического искусства и правда стоит искать новые неожиданные решения, мир меняется — и академический музей должен меняться вместе с ним.  Мы увидели залы постоянной экспозиции на первом этаже в новом свете, что подчеркнуло интересные интерьеры исторического здания. Однако пересвет не лучшим образом отразился на экспонировании некоторых шедевров. Стильный белый идет Пушкинскому, но подходит не для всех картин. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру