Режиссер вошедшего в шорт-лист "Оскара" российского мультфильма "БоксБалет" удивился успеху

Антон Дьяков: "Я благодарен любой тетушке и бабушке, случайно увидевшей мой фильм"

В шорт-лист премии «Оскар», которую вручат 27 марта 2022 года в Лос-Анджелесе, вошла российская анимационная картина «БоксБалет» Антона Дьякова. Она отобрана в номинации «Анимационный короткометражный фильм». В категории «Международный фильм» представлено «Купе номер 6» Юхо Куосманена, созданное при участии России. Фильм был снят на российском Севере и при участии наших актеров. К сожалению, выдвинутая Россией картина «Разжимая кулаки» Киры Коваленко предварительный отбор не прошла.

Антон Дьяков: "Я благодарен любой тетушке и бабушке, случайно увидевшей мой фильм"
Кадр из фильма «БоксБалет».

Премьера 12-минутного «БоксБалета» состоялась в марте 2020 года на Открытом анимационном фестивале в Суздале. Фильм рассказывает о случайной встрече в метро эфемерной балерины и громилы-боксера, красавицы и чудовища. Две противоположности сходятся. На наших глазах тяжеловес преображается, вместе с дамой сердца посещает Третьяковку и не принимает больше допинг, что приводит к поражению в бою. А балерина становится жертвой харассмента — пожилой хореограф готов ей дать партию Жизели в обмен на расположение. Но теперь у танцовщицы есть защитник. Все происходит в 1990-е, и на экране телевизора появляются танки, Ельцин и Горбачев, показывают «Танец маленьких лебедей».

Мы поговорили с Антоном Дьяковым о его картине и о том, как он встретил новость о причастности к «Оскару».

— Как изначально фильм попал в лонг-лист «Оскара»? Вы подавали заявку?

— Я совершенно этим не занимался. Все, что касается фестивальной жизни фильма, определяет студия «Мельница». Помимо заявки есть некоторые условия, которые должны сопутствовать фильму: победа на международных фестивалях, причем на тех, которые одобрены Американской киноакадемией. Я, честно говоря, не знаю деталей. Вы меня про это лучше не спрашивайте.

— Тем приятнее первая победа. Какая самая мощная награда у вашей картины?

— Я их не запоминаю, но когда что-то важное происходит, публикую в Инстаграме. Первая победа случилась, когда фильма еще и не было. Он выиграл в конкурсе студии, где представлялось 200 сценариев. Когда мы делали картину, была установка, что она для России и постсоветского пространства, поскольку персонажи, детали, жизнь в нюансах, все прелести узнавания могут быть понятны только людям, живущим на этой территории. Когда на фестивалях известные режиссеры из Франции, Италии, других стран стали мне писать, откликались на драматическое воздействие картины, это был приятный бонус. «БоксБалет» побеждал в Австралии, два или три раза в Канаде, в том числе и как лучший фильм, в Италии. В России в этом году я получил национальную анимационную премию «Икар». Никакой истерики у меня нет. Я спокойно отношусь к тому, что произошло, потому что фильм произведен давно. Просто пандемическая ситуация отсрочила фестивальную жизнь, и только сейчас фильм добирает все, что может.

— На фестивале в Анси вы участвовали? Это же анимационные Канны.

— Участвовал, но не взял никаких призов. Зато после Анси было столько звонков и писем от продюсеров, представителей компаний, которые хотели пригласить фильм на европейские фестивали! Диснеевский классик Джон Эдвард Маскер, снимавший «Аладдина» и другие хитовые фильмы, написал мне и выразил свое признание и любовь. В общем, грех жаловаться. У фильма хорошая фестивальная судьба, особенно международная. Я бы даже сказал, что международный фестивальный тур «БоксБалета» гораздо успешнее, чем российский.

— Так вам предстоит презентационный тур в Америку? Именно в анимационной секции он мощный.

— Я ничего не знаю про то, как это происходит. Ночью мой телефон разрывался от звонков и поздравлений. Я был рад, что фильм вошел в какую-то квалификацию из 80 картин. Я посмотрел на список и никаких знакомых фильмов не нашел, поскольку в этом году на фестивалях совсем не бывал. Сейчас особо не разъездишься. Тысячи фильмов выходят по миру, и попасть в некий список для меня уже очень приятно. Любое внимание к авторскому кино большой плюс. Его же у нас мало видят, широкого хождения у наших фильмов нет. Я благодарен любой тетушке и бабушке, случайно увидевшей мой фильм и откликнувшейся. Отношусь к этому ровно с тем же восторгом, что и к «Оскару». Теперь кто-то еще обратит внимание на мою работу, прочитав заголовок. Если пригласят в США, наверное, будем стараться туда попасть. Все-таки я не был никогда в Америке. Может, это будет даже интересно.

— «БоксБалет» и «Купе номер 6» основаны на случайной встрече совершенно несовместимых людей, мужчины и женщины. Ваши герои встретились в метро, а у Юхо Куосманена — в поезде.

— Я так и не посмотрел этот фильм, хотя многое знаю о нем. Там ведь и время аналогичное. У меня фильм тоже привязан к конкретному времени, все происходит в 1990-е.

— Чем вы сейчас занимаетесь?

— У меня пока больше писанины, в работе несколько сценариев, собственных и в соавторстве, анимационный сериал помогаю делать. С продюсером Сергеем Сельяновым у нас все время идут какие-то обсуждения. Параллельно делаю короткие авторские фильмы. Один из них в запуске на студии «Шар», где я начинал свою анимационную жизнь. Это давний замысел. Почти закончил фильмик «Горю!», идет озвучание. Он нестудийного производства, абсолютно независимый, сделан на частные средства музыкантов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28693 от 23 декабря 2021

Заголовок в газете: Боксер и балерина претендуют на «Оскар»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру