Сергей Лукьяненко высказался о кончине фантаста Сергея Дяченко

«В первую очередь его интересовал внутренний мир героев»

5 мая в США оборвалась жизнь писателя и сценариста Сергея Дяченко. Весть о неожиданной смерти одного из участников творческого писательского дуэта – Марина и Сергей Дяченко, потрясла и обескуражила. Супруги вместе написали книги «Пандем», «Варан», «Долина совести», «Ритуал» (экранизированный с названием «Он – дракон»), сценарии к кинолентам «Обитаемый остров», «Темный мир. Равновесие», «Девятая», и это - только малая часть сделанного ими. О том, какую утрату понесла российская и мировая фантастическая литература, рассказал Сергей Лукьяненко.

«В первую очередь его интересовал внутренний мир героев»

- Сергей Васильевич, сложно отвечать на вопрос, почему тот или иной человек был выдающимся, когда это все понимают. Но все же – почему мы так ценим Дяченко?

- Сережа был замечательным писателем, или, скорее, составной частью писателя «Марина и Сергей Дяченко». По первому образованию он был психиатр – как и я, потом закончил ВГИК, занимался сценаристикой, а затем ушел в литературу.

Они, бесспорно, очень своеобразные и талантливые авторы – со своим лицом, со своим стилем и излюбленными приемами. Любая их книга была узнаваема! И у них очень много было поклонников, я думаю, они останутся – произведения у Марины и Сергея вневременные и говорящие о каких-то вечных проблемах.

А помимо всего прочего, Сергей был очень хороший и добрый человек, даже немножко смешной наружности, как Евгений Леонов, актер, который своим видом внушал миролюбие и умиротворение. Сережа был такой же.

- Расскажите историю знакомства с ним.

- Когда мы познакомились – а это был какой-то конвент фантастов, мы с писателем Володей Васильевым стояли на улице, было прохладно, и он предложил: поспаррингуемся, чтобы согреться. И мы стали прыгать, изображать, что у нас поединок. Ну, молодые – по 20 лет, дурачились, в общем.

Увидев это, Сережа испугался, бросился к нам, раскинул руки, стал между нами и закричал: «Ребята, нет проблем, которые нельзя решить словами». Мы буквально повалились от смеха на землю. Он был очень добродушный и человечный.

- Почему два успешных писателя уехали из Киева за океан?

- Лет 15 назад он с Мариной переехал в Штаты, почти все время жили там. Но продолжали писать фантастику, работали как сценаристы с Тимуром Бекмамбетовым и другими режиссерами. Мне кажется, что их отъезд связан с тем, что как раз тогда начались всякого рода проблемы в отношениях между Украиной и Россией. И они как русскоязычные, но все же украинские писатели, не могли разорваться, выбрать какую-то сторону. И избрали такой для себя путь – просто ушли в сторону и молчали на эту тему. Это была позиция людей, которые этот конфликт глубоко переживали – он проходил через их сердца.

- Частая проблема фантастики – это недостаточная «прорисованность» миров. В этом смысле – стала ли фактом литературы «Вселенная Дяченко»?

- Я думаю, да. Но нужно понимать, что есть авторы, десятилетиями ведущие какую-то серию, прорабатывающие ее детально. И работающие всю жизнь на одной делянке.

Но Марина и Сергей – очень разноплановые, у них были книги с самыми разными мирами. Они, на мой взгляд, создали лучшую и, возможно, единственную современную утопию – «Пандем». Какие-то миры у них более схематичные, а какие-то получились проработанными больше; есть Вселенные, в которых разворачивается действие нескольких книг. Но в первую очередь их интересовал внутренний мир героев.

Учитывая, что Марина – актриса, а Сергей по второму диплому – режиссер театра, для меня каждая книга – спектакль, ими поставленный. Фактически они придумывали сюжет, расставляли актеров, и те играли в эту жизнь.

- А теперь Марина Юрьевна осталась одна…

- Я не знаю, как делились роли в их творческом тандеме, и сложно сказать, будет ли Марина писать одна без Сергея. В любом случае, все это ужасно. Я очень ей соболезную. Это огромная утрата для русской фантастики, да и для мировой! Несколько их последних книг были переведены на английский и пользовались там успехом.

- Есть такой критерий «настоящести» поэзии: если думаешь: почему это стихотворение не написал я, значит, оно – подлинное. А о какой книге Дяченко вы можете сказать как о предмете своей писательской «зависти»?

- «Пандем» я бы хотел написать! И еще несколько вещей могу назвать. Бывают книги, которые читаешь и думаешь: «Как здорово, но это не мое». Но есть те, которые читаешь с мыслью: «Как жалко, что не я первый это написал». У них есть и те, и другие.

Однажды я сделал пародию на их книги в виде вымышленной рецензии на несуществующий роман. Когда они ее прочитали, Сережа мне позвонил и сказал: «Было ощущение, что это пересказ нашего романа, который мы забыли. Ты не будешь против, если мы однажды его напишем?». Конечно, скорее это был комплимент, но очень приятный.

- Как вы оцениваете отечественные экранизации прозы Дяченко?

- Они не очень удачные. Но у нас в кинофантастике искажаются даже самые прекрасные замыслы сценаристов на уровне, когда их начинает реализовывать режиссер, или в тот момент, когда приходит продюсер и предлагает все переделать. К сожалению, их потенциал как сценаристов до конца раскрыт не был.

- Но это скорее проблема киноиндустрии, а не самих писателей?  

- Да, и мировой, и нашей киноиндустрии, причем нашей даже в большей мере, чем мировой.

Сергей Дяченко на ассамблее фантастики «Портал», Киев, апрель 2007 года. Автор фото: Владимир Ларионов

Владимир Ларионов - эксперт по русской и мировой фантастике, участник семинара Бориса Стругацкого, лично знакомый со всеми крупными фантастами, пишущими на русском языке, тоже поделился воспоминаниями о Сергее Дяченко:

- Впервые с Сергеем я повстречался в Одессе на «Фанконе-97». Тогда я был мало знаком с творчеством супружеского тандема из Киева, но дебютную книгу Марины и Сергея «Привратник» прочесть уже успел.

Перед отъездом Сергей подарил мне недавно вышедший украинский литературный журнал «Радуга», почти весь объём которого занимал новый роман «Ведьмин век». Раскрыв журнал в купе поезда, я не мог оторваться от его страниц, пока не дочитал роман до конца. Меня, прожжённого почитателя фантастики, эта вещь потрясла своей красотой, необычностью сюжета, пронзительностью чувств героев.

Потом были «Скрут», «Пещера», «Казнь», «Армагед-дом», «Долина Совести», другие книги замечательных киевских авторов. На одном из «Интерпрессконов» (конвентов любителей и создателей фантастики - И.В,) под Санкт-Петербургом познакомился я и с женой Сергея Дяченко - красавицей Мариной. Но истинным поклонником их творчества я стал именно тогда, на железнодорожном перегоне Одесса – Санкт-Петербург.

- В чем специфика придуманных ими художественных пространств?

- Персонажи Дяченко живут в мирах, созданных безудержной фантазией, обладая иногда совершенно невероятными способностями, тем не менее, их переживания подлинны, любовь реальна, ощущения правдивы, они настоящие, они похожи на нас. С безжалостной откровенностью и одновременно очень деликатно авторы обнажают чувства своих героев, заставляя читателя верить, любить, надеяться и делать выбор вместе с ними.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру