Выставка «Тонкие граждане» в Москве закрылась из-за «политического подтекста»

Культура отменила себя

13 июля в Московском музее современного искусства должна была открыться выставка «Тонкие граждане» — групповой проект дипломников магистерской программы «Гаража» и Высшей школы экономики, который студенты готовили два года. Однако в день премьеры на сайте музея появилось объявление о закрытии выставки в связи с тем, что «в проект оказались привнесены смыслы и заявления с политическим подтекстом».

Культура отменила себя
Фото: t.me/sncmag

В ответ вместо подготовленных работ студенты разместили в залах тексты с отказом от участия. «Мои работы не могут быть здесь представлены по причине, которую я даже не могу назвать» — гласит, например, заявление Агиль Абдуллаевой.

Между тем 20 июля Минкультуры вводит новый регламент планирования выставок. Теперь нужно согласовывать буквально каждый шаг.

Про «отмену русской культуры» на Западе не шумел только ленивый, однако куда более захватывающие процессы происходят на внутреннем художественном поле. Ряд арт-институций приняли решение о закрытии — например, Музей стрит-арта в Петербурге. Московский «Гараж» тоже объявил о приостановке выставочной деятельности, но сам музей еще работает — там можно посидеть в библиотеке или посмотреть кино.

Тревожным сигналом стало закрытие проекта «Театр мира» («Theatrum mundi») Гриши Брускина в Третьяковке, который успел проработать около месяца. А еще уголовное дело против Олега Кулика из-за скульптуры «Большая мать», которая была создана еще в 2018 году и тогда стала для автора «болезненным изживанием травмы, связанной с расставанием с любимой женой». После показа арт-объекта на «Арт-Москве» еще в апреле художнику предъявили обвинения в «реабилитации нацизма» (ч. 3 ст. 354.1 УК РФ). Теперь ему грозит до 3 лет лишения свободы. 

Словом, гайки закручиваются стремительно. Отсюда все больше работ в духе «эстетики пустоты». Арт-практика не новая — восходит еще к «Черному квадрату» и более поздним опытам, например, Мартина Крида, который в 1995 году представил абсолютно пустое пространство, где единственным материальным объектом были мигающие раз в минуту неоновые трубки на потолке. За эту работу британский художник получил Премию Тернера — одну из самых престижных в области современного искусства.

Нередко в нынешних реалиях художники стали обращаться и к концептуализму. Так, в апреле группа «Pomidor» вместо запланированной сложносочиненной инсталляции показала на «Фабрике» одно слово на стене: «Конечная». Порой пустота, молчание и лаконичность куда красноречивей визуальных образов и множества слов — в курсе этого любой студент художественного вуза.

По этому пути пошли и студенты Вышки на финальной стадии подготовки выставки «Тонкие граждане».

Вместо заявленных работ — вешалка с белым плакатом, на котором написано: «Здесь была работа о сложной истории алфавита родного языка», или надпись на стене «Здесь могли быть представлены две видео-работы: первая — про исчезающие языки России, вторая — про слово «понаехавшие»; или совсем коротко, как в случае арт-группы «Город Устинов» (вместе со студентами свои работы собирались показать известные авторы, они тоже предпочли выйти из игры): «Художники отказались от участия в выставке». Не выставка, а прямой бойкот. На него музей ответил тем же, отменив проект.

Впрочем, в отличие от Третьяковки, которая не стала объяснять закрытие «Театра мира» Брускина, ММОМа опубликовал объяснение, где можно найти и описания работ, которые не увидит зритель.

Что в сухом остатке? Инцидент, как ни прискорбно, уже не из ряда вон. Принцип отмены и самоотмены в искусстве становится обычной практикой. Подобные случаи пока еще обсуждаются в информационном поле, пусть без прежнего ажиотажа, но это ненадолго. 20 июля вступит в силу регламент Минкультуры, согласно которому все арт-проекты, как внутренние, так и международные, надо будет согласовывать на всех этапах подготовки. Ведомство будет следить, чтобы выставки соответствовали Стратегии национальной безопасности РФ (указ президента №400 от 02.07.2021) и Основам государственной культурной политики (указ президента №808 от 24.12.2014). Поменять коней на переправе не выйдет.

Мы позвонили трем директорам подведомственных Министерству культуры музеев, но все они отказались давать комментарии, сославшись на то, что либо пока не разобрались в деталях документа, либо просто не готовы об этом беседовать. В воздухе повис ряд вопросов. Например, как и кто будет определять, что соответствует вышеупомянутым президентским указам, а что нет: искусствоведы (то есть специалисты) или все-таки чиновники (управленцы)?

Наша страна уже переживала подобное в незапамятные советские времена. Тогда музейные выставки отсматривала специальная комиссия, а к каждому художественному изданию был приставлен свой «смотрящий». Теперь старые методы возвращаются. К чему это приведет? Легко представить: к бурному развитию неофициального искусства, арт-квартирникам и новым «бульдозерным выставкам».

«Счастье не за горами» — гласит арт-объект Бориса Матросова, одного из ярких художников родом из СССР, который в 1980-х был председателем легендарного андеграундного «Клуба авангардистов» (КЛАВА). Сегодня эта фраза звучит иронично и куда сильней, чем когда создавалось художественное высказывание. Не просто не за горами, оно уже здесь.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру