Лучшие сериалы 2022 года и ургантозамещение: ТВ, которое мы заслужили

Глаза боятся, руки делают

В начале этого года вряд ли кто мог предположить, как изменится местное ТВ за двенадцать месяцев. Впрочем, взгляды на эти перемены у всех разные. Кто-то видит в эфирной сетке выжженную землю, на которой остались жутковатые новости и болтовня не самого высокого пошиба, а кого-то очень радуют регулярные премьеры сериалов и новых шоу. «МК» вспоминает главные приметы этого телегода и пытается понять, что будет дальше.

Глаза боятся, руки делают

Что бы там в мире ни происходило, но сериалы показывают по расписанию. Стабильность, с которой появлялись новинки, как и качество некоторых из них, доставили в уходящем году немало приятных моментов. Смотреть импорт стало, конечно, чуть сложнее, но если очень хочется, то способ найдется.

В этом году фанаты «Властелина колец» и «Игры престолов» наконец получили долгожданные приквелы любимых фэнтези, а критики не уставали выдавать размышления на тему «какой из них получился лучше». Есть подозрение, что оба вышли очень даже, и это тот случай, когда визуальная часть проектов являет собой вершину возможностей индустрии.

Тиму Бертону изрядно досталось за «Уэнсдэй», в котором вроде как дефицит злодейства, так ожидаемого от персонажей «Семейки Аддамс». Даже если упреки по делу, то они никак не отменяют желания посмотреть шоу еще раз. Особенно на каникулах, желательно всей семьей.

Все, кто следит за большой королевской семьей, получили в минувшем году сразу два шоу, каждое из которых оказалось по-своему захватывающим. Пятый сезон «Короны» подобрался к скандалам вокруг брака Чарльза и Дианы, то есть к событиям, оказавшим немалое влияние на всех британцев. Призывы сразу двух британских экс-премьеров объявить сценарий сериала вымыслом лишь разожгли интерес публики, и шоу получило неплохие отзывы. С документальным сериалом «Гарри и Меган» тоже было связано немало скандалов. История беглого принца и его Золушки получилась весьма претенциозной, но для любителей светской жизни самое оно.

После второго сезона «Белого Лотоса» сериал уже на полном серьезе называют культурным феноменом. Трагифарс о толстосумах и их проблемах кажется немного оторванным от жизни, но в то же время максимально выпукло показывает все, что касается отношений между людьми в наше странное время. На территории России у сериала случились свои особенные приключения. Сцены секса, не вписывающиеся в новый закон о гей-пропаганде, а заодно и мужская обнаженка были нещадно цензурированы, что, конечно, добавило всему происходящему и трагедии, и фарса.

Некоторым нашим сериалам тоже досталось. Кукольное шоу «Горемыки» после трех серий неожиданно сняли с показа на одной из платформ. Никаких внятных комментариев, за исключением того, что сейчас не время для сатиры, толком не последовало. Кстати, сатиры в показанных сериях не так уж много, разве что государственная идеология иногда излагается на фене. Но, видимо, над куклами, как над идеей, еще со времен изгнания с ТВ одноименного шоу висит какая-то туча. Не иначе выглядят они для кого-то слишком подозрительными.

Не менее показательной реакцией сопровождалась премьера сериала «Монастырь». По сюжету городская тусовщица попадает в переплет и бежит в монастырь, чтобы затеряться. Но за стенами богоугодного заведения ей рады далеко не все, поэтому приходится строить отношения, менять принципы и все в таком духе.

В данном случае среди недовольных оказались некоторые чины РПЦ. Показ монастырской жизни был назван неподобающим, персона актрисы и блогера Насти Ивлеевой в контексте церковной жизни обозначена как неуместная, а значит, все нужно запретить и снять с показа. В итоге не запретили и не сняли, хотя прокатное удостоверение на случай, если проект захотят показать в кинотеатрах, не дали.

По итогам этого года большая часть сериальных премьер переместилась в онлайн-кинотеатры. Если в 2020 году на телевидение приходилось почти семьдесят процентов премьер, то сейчас этот показатель меньше сорока процентов. Чаще всего после премьеры на стримингах сериалы перемещаются в телеэфир, но задержка в показе может доходить до нескольких месяцев.

Среди стриминговых премьер года можно выделить несколько проектов разных жанров. На удивление бодрым оказался сериал «1703», героями которого стали опытный опер в исполнении Гоши Куценко и его молодой напарник (Кузьма Сапрыкин). Максимально мрачный Петербург, персонажи как будто из романов Достоевского, шутки на грани и далеко за ней, песни Булановой вперемежку с треками Моргенштерна (признан в РФ Иноагентом). Наверное, кто-то назовет это китчем, но проект оказался весьма своевременным.

«Нулевой пациент» о начале эпидемии СПИДа в СССР построен на совершенно других, куда менее эффектных приемах. Тем не менее именно этот проект можно назвать одним из самых интересных предложений в историческом жанре. Возможно, есть претензии к бутафорской стороне дела, но точно не к сюжетной.

«Капельник» как будто вдохновлен материалами в таблоидах. Герой сериала — врач, вынужденный не совсем законным образом вытаскивать из запоев и наркотических припадков разных знаменитостей. Раньше создавалось ощущение, будто местные медицинские сериалы уже определились с образом врача. Он спасает жизни, пытается устроить собственное счастье, иногда саркастически шутит. И вот новый неожиданный поворот, который на многих произвел впечатление.

По-своему занятно то, что одним из самых рейтинговых сериалов года стал двадцать второй сезон «Тайн следствия». А вместе с ним «Дама с собачкой», где героиня Елены Яковлевой занимается расследованием дел, которые полиции не по зубам. Видимо, женщины на страже порядка стали здесь вечной темой, и новые тренды бессильны.

● ● ●

Некоторое время назад актер и телеведущий Оскар Кучера в одном интервью заявил, что готов заменить Ивана Урганта в вечернем шоу, если ему будет сделано такое предложение. Со стороны все это похоже на какой-то абсурд, который, впрочем, может воплотиться в жизнь. Но дело даже не в Кучере или в ком-то еще, а в самом процессе под названием «Ургантозамещение».

Пока сохраняется подозрение, будто самые крутые процессоры начнут выпускать в России гораздо быстрее, чем найдется адекватная замена Урганту и Нагиеву, — он, видимо, тоже ушел в долгий отпуск. Из гвардии телеведущих, к которым относятся не как к говорящей голове, остался только Андрей Малахов. И с учетом количества каналов и разных передач подобный кадровый кризис, видимо, намекает на то, что даже если незаменимых нет, то заменить их иногда труднее, чем кажется.

В ситуации, когда проекты вроде «Вечернего Урганта» вряд ли будут созданы в ближайшее время, развлекательные ставки пытаются делать на других. Иногда что-то получается. Путешествующие по регионам России повара стали одним из открытий сезона. Подобного формата программы есть на многих каналах, и почти везде это выглядит довольно вкусно.

Видимо, при дефиците людей, которые могут блеснуть юмором или харизмой, наиболее адекватно в кадре будут смотреться те, кто умеет работать руками. Вряд ли можно назвать это предположение оптимистичным, но так уж складывается жизнь. Глаза боятся, руки делают.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28942 от 28 декабря 2022

Заголовок в газете: ТВ, которое мы заслужили

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру