«Улицам разбитых фонарей» — 25: как сериал изменил местное телевидение

Прорвемся, опера

Через двадцать пять лет после премьеры «Улиц разбитых фонарей» жанр «ментовского» сериала даже не собирается выходить в тираж. Проекты про отважных и продажных служителей закона, может, и не являются фаворитами критиков, но зрители их по-прежнему любят. И в этом прямая заслуга «Улиц разбитых фонарей».

Прорвемся, опера

Ставший легендарным сериал появился как будто назло всему, что происходило тогда на телевидении. В девяностые в российские сериалы вообще мало кто верил. Казалось, они просто никому не нужны, потому как есть «Скорая помощь», «Крутой Уокер» и другой импорт, на фоне качества которого ловить нашим режиссерам и продюсерам было особенно нечего. Экранизация произведений Андрея Кивинова (он сам работал в следственных органах, будни своего отдела описывал исключительно ради фана, и изданы его труды были случайно) определенно являлась рискованной затеей, к тому же техническое оснащение студий тогда вызывало разве что слезы.

Как это ни удивительно, но именно размытая картинка и, мягко говоря, несовершенный звук и стали одними из факторов успеха. На телевидении вдруг появился невероятно правдивый сериал, в котором поначалу практически не было декораций, большую часть сцен из экономии снимали прямо на улицах, и Петербург предстал во всей своей характерной для девяностых неухоженной красоте.

Подкованные зрители, конечно, сразу увидели в «Улицах разбитых фонарей» попытку сыграть в американский сериал «Закон и порядок». Была, правда, одна важная деталь. «Улицы» стали сериалом о законе и порядке в стране, где ни того ни другого не было и в помине. Но всегда велись разговоры о справедливости, весьма дефицитном товаре в советские времена, практически исчезнувшем в девяностые годы.

Отчаянные поиски этой справедливости сформировали довольно жуткий, по крайней мере по западным меркам, подход к борьбе с криминалом. Подразумевалось, будто в интересах борьбы со злом добро может иногда быть не совсем законным. Постулат о том, что вор должен в любом случае сидеть в тюрьме, был сформулирован еще в сериале «Место встречи изменить нельзя». В «Улицах разбитых фонарей» сотрудники убойного отдела выстраивают с законом скорее взаимовыгодные отношения, и подобное поведение вроде бы положительных героев актуально в сериалах про уже полицию до сих пор. Правда, в которой, как известно, сила часто выше закона. По сути, опасный популизм, но он работает на протяжении десятилетий.

Еще одним слоном, на котором держится культ «Улиц разбитых фонарей», конечно, стал подбор актеров. На тот момент артисты, сыгравшие сотрудников убойного отдела, еще не купались в лучах славы, и у публики не было оснований презрительно говорить о звездах, которые что-то там в кадре изображают. Квартет оперов и муза отдела Абдулова в исполнении Анастасии Мельниковой выглядели как народная группа, и зрители приняли их безоговорочно.

Типаж каждого из оперов, будь то скорый на расправу Дукалис, вальяжный и щедрый на острые шуточки Казанова или рефлексирующий интеллигент Ларин, стал частью образа народной милиции, которая при всей творящейся неразберихе старается защитить простых людей. И в ситуации, когда в стране царила всеобщая растерянность, ежедневное шоу о явно небогатых, не очень-то праведных, но болеющих за правду милиционерах выполняло еще и духоподъемную роль.

Нет ничего удивительного в том, что главные звезды сериала моментально превратились во всенародных любимцев, у которых мог быть творческий вечер в Кремле, участие в новогодних эфирах и другие привилегии больших знаменитостей. Роль в таком сериале запросто может затмить дальнейшую карьеру, что в дальнейшем и произошло. Фильмография звезд сериала регулярно пополняется, однако их роли в «Улицах разбитых фонарей» до сих пор воспринимаются многими зрители как самые яркие. При этом жизнь «оперов» явно не стоит на месте. Анастасия Мельникова (Абдулова) нашла себя в общественно-политической деятельности как депутат Законодательного собрания Петербурга. Сергей Селин (Дукалис) основал кино- и телекомпанию.

Как актер, наверное, в наибольшей степени реализовался Михаил Трухин (Волков), которому удалось сменить роли в фильмах о полицейских на комедии и неплохо утвердиться в этом жанре. Александр Лыков (Казанова) ушел из «Улиц» первым, чтобы не стать актером одной роли. Сейчас он играет самых разных персонажей, но яркие проекты вспомнить трудно.

Алексей Нилов (Ларин) и Александр Половцев (Соловец) время от времени возвращаются к ролям людей в погонах, определенно вызывая у публики ностальгические чувства. Правда, есть ощущение, что в некоторых случаях они достойны лучшего применения.

С учетом нынешнего состояния местной сериальной индустрии первый сезон «Улиц разбитых фонарей» кажется настоящим реликтом. Конечно, сейчас все это выглядит очень наивным, однако в такой наивности правды иногда гораздо больше, чем в лихо снятых современных боевиках. «Улицы» во многом открыли новый для нашего телевидения жанр и, как это ни удивительно, до сих пор являются одной из его вершин.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28947 от 11 января 2023

Заголовок в газете: Прорвемся, опера

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру