Ушел из жизни Юрий Богомолов – наш коллега, журналист с внушительным стажем, публицист, кинокритик, телеобозреватель, радиоведущий, автор нескольких книг о кино и телевидении. Ему было 86 лет. Он был смелый, живой и принципиальный человек, поступал сообразно тому, что подсказывала совесть.
9 марта он отметил день рождения, а 10-го поблагодарил в соцсетях всех, кто его поздравил. Здоровье в последнее время не позволяло быть активным, как еще пару лет назад.
В былые времена Юрий Александрович был как огонь, настоящий боец за правое дело. Он отстаивал принципы нашей Гильдии киноведов и кинокритиков, остался с теми, кому чужды командные принципы Никиты Михалкова в Союзе кинематографистов. Из-за болезни перестал участвовать в жарких дискуссиях коллег, которые перенеслись в чаты, и очень переживал за то, что происходит в стране.
Юрий Богомолов всегда был прямым человеком, резал правду-матку. Одно его имя раздражало Михалкова, потому как он его критиковал за многое. Никита Сергеевич в ответ поругивал его сына Константина заодно с Ксенией Собчак.
У Юрия Александровича есть еще и прекрасная дочь Ольга, наша коллега, театровед. У него в доме было две Оли - жена и дочь. Чтобы отзывалась нужная в данный момент, одну называли «Оля большая», а вторую - «Оля маленькая». Голоса у них по телефону похожи, так что и звонившие им в дом непременно уточняли, какую именно пригласить к телефону – большую или маленькую.
У Юрия Александровича двое внуков, которых он очень любил, - сын Ольги (его он иногда брал с собой на фестивали) и дочка Константина Богомолова и Дарьи Мороз.
Юрий Александрович очень переживал, когда кто-то из наших коллег писал критические и злые реплики и рецензии на спектакли и фильмы его сына, грубо о нем отзывался. Он обижался, переставал разговаривать. А люди удивлялись тому, как человек с безупречным вкусом и репутацией может терпеть все выкрутасы собственного ребенка.
А Юрий Александрович вместе с женой за его успехами следил, посещал все спектакли и фильмы, был на знаменитой свадьбе с катафалком - все-таки сын женится. Да они и очень похожи с Константином - внешне и нравом.
Юрий Александрович родился в Ленинграде 9 марта 1937 года, пережил ребенком блокаду. Поступил на киноведческий факультет ВГИКа, а после его окончания активно работал в избранной и любимой профессии. Писать статьи начал еще в студенческие годы и всю жизнь публиковался в самых разных изданиях. Он был научным сотрудником в Госфильмофонде и Государственном институте искусствознания, руководил отделом культуры в газете «Известия», был завотделом теории и истории в журнале «Искусство кино», телеобозревателем «Российской газеты», писал в последние годы для «Сноба». Тема его диссертации 1976 года тоже связана с телевидением: «Некоторые проблемы поэтики художественного времени на телевидении».
Он был авторитетным критиком. Кинематографисты его уважали, хотя и обижались часто за строгие суждения. В 2017 году Богомолову вручили Национальную кинопремию «Ника» за вклад в кинематографические науки, критику и образование. Наша Гильдия киноведов и кинокритиков отметила его специальной премией за книгу с говорящим названием «Хроника пикирующего телевидения», а спустя годы вручила премию «Белый слон» «За честь, достоинство и вклад в профессию».
Не так давно Юрий Богомолов закончил еще одну книгу «Сериал с открытым финалом» с подзаголовком «Участь человечности в зеркале кинематографа». Практически любой его текст не был строго киноведческим. Он был публицистическим, опирался на текущие события, общественно-политическую жизнь. В коконе Юрий Александрович не сидел, был всегда в гуще жизни, любил разговоры с коллегами, споры, кино. Это была его жизнь.