Художник и писатель Натан Мейнард решил неожиданным способом напомнить, что по сей день в британских музеях хранятся останки коренных народов Австралии. И хотя с 1990-х годов их начали возвращать на родину для захоронения и вывезли около 1600 останков, до сих пор многие выставляются как экспонаты или находятся в музейных фондах. Поэтому Натан Мейнард, представитель коренного народа Тасмании палава, собирается «принести в жертву за прошлые грехи, совершенные во время колонизации». Для этого ему и понадобился труп «британского происхождения». Пока не ясно, как именно будет исполнена идея на практике и найдутся ли добровольцы, которые согласятся отдать свое тело после смерти ради такого искусства.
Кстати, несколько лет назад другой художник Сантьяго Сьерра собирался вымочить флаг Великобритании в крови аборигенов на австралийском фестивале, чтобы опять же напомнить о прошлых грехах колонизации. Он предложил донорам сдать кровь. Желающих не нашлось, более того – автора обвинили в бесчувственности и попытке нанести психологическую травму коренным народам континента, после чего организаторы фестиваля извинились и отказались от идеи. «Мы уже потеряли достаточно крови», — комментировали идею потомки аборигенов.
Так что инсталляция с трупом британца в исполнении Натана Мейнарда тоже может не состояться. Но, очевидно, станет новым поводом для дискуссии не только о травматичном опыте истории и его последствиях, и о том, как сегодня, в ХХI веке, корректно обсуждать эпоху колонизации и какие формы допустимы в этом диспуте. Пока что предложение звучит весьма абсурдно (особенно в свете того, что художник пишет, будто идея пришла к нему через «сигнал добродетели»). А в сети уже появились некро-мемы.
Меж тем, в самой Британии недавно вспыхнул скандал из-за журналистского расследования, которое доказывает, что королевская династия имела в свое время отношение к работорговле. Там же было опубликовано описания ценностей, которые Великобритания вывозила из завоеванных колоний. В ответ недавно вступивший на престол король Великобритании Карл III в ответ заказал расследование колониального и рабовладельческого прошлого страны, результаты которого, вероятно, опубликуют нескоро. Изучение архивов может растянуться на несколько лет. Так что корона дипломатично вышла из ситуации. Но тема пересмотра колониального наследия так и витает в европейском воздухе, принимая разные, порой, странные и причудливые формы, как в случае с тасманским художником.