Туминас поддержал назначение Шульева главным режиссером Театра имени Вахтангова

Кирилл Крок: «Не будет заниматься дешевым политиканством»

Во вторник днём в Театре имени Вахтангова, который вот уже год работает без художественного руководителя, произошло важное назначение. Здесь появился главный режиссер - им стал 33-летний Анатолий Шульев. Этот пост до отъезда из страны занимал Юрий Бутусов. Во вторник в середине дня новый главный режиссер был представлен труппе.

Кирилл Крок: «Не будет заниматься дешевым политиканством»

Собрание начал директор, назвал имя нового главреда. На должность худрука или главного режиссера назначает Министерство культуры РФ, которое является учредителем Вахтанговского театра. Поэтому от культурного ведомства на собрании труппы была директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкульта Оксана Косарева. 

- Это колоссальная ответственность и почёт, потому что работа в Вахтанговском театре - знак особого качества, - сказала чиновница. - Хочется ему пожелать творческих успехов. Вахтанговский из поколения в поколения сохраняет свои традиции и передаёт их следующим поколениям. Но наряду с этим все новое - здесь. 

Косарева подчеркнула, что в связи с назначением главрежа схема управления театром не меняется и вся ответственность все равно останется на директоре Кирилле Кроке. 

Напомню, что целый год Вахтанговский театр проработал без художественного руководителя - за все здесь отвечал один директор Кирилл Крок. И, судя по результатам, рулил он весьма эффективно, являя собой если не идеальный, то вполне образцовый вариант директорского театра. За сезон, который уже подходит к концу, здесь выпустили 10 премьер. Но самое главное - в этом году завершён грандиозный проект возрождение Дома Вахтангова во Владикавказе. 

И вот теперь Минкульт сюда назначил главного режиссёра — Анатолия Шульева. В корпусе худруков и главрежей Москвы он самый молодой — ему 33 года. Что о нем известно? Родился во Владикавказе, так же, как Евгений Вахтангов и Рубен Симонов, второй главный режиссёр в истории Вахтанговского. 

С 2008-го по 2011 г. Шульев учился на актерском факультете ГИТИСа (мастерская М.В. Скандарова). А в 2011-м был принят на режиссерский факультет театрального института им. Б. Щукина на курс Туминаса.

Его преддипломный спектакль «Король умирает» по пьесе Ионеско вошел в репертуар Новой сцены Вахтанговского. В его послужном списке шесть постановок большой формы в Театре им. Маяковского, публика на них хорошо ходит. Как кинорежиссер он снял несколько короткометражных фильмов. С 2017 г. преподает на актерском факультете ГИТИСа.

На представлении труппы новый главреж Вахтанговского был явно взволнован и в ответном слове  сказал:

- Волнительно, но все свои. Страх небольшой есть. Видимо, судьба такая, что чем дальше я отходил от Вахтанговского после учебы, тем больше приближался к нему. Для меня это театр высокого полёта, театр романтики. Всегда сюда хотелось вернуться. Как на родину. И  вы меня знаете, мы разговариваем на одном языке, у нас один учитель. Я открыт вашим предложением. Будем творить и держать высоту. Хочется, чтобы все получилось. 

По окончании представления нового главного режиссера я задала несколько вопросов Кириллу Кроку.

— Кирилл Игоревич, Шульев — ваш кандидат, представленный в Минкульт. Почему ваш выбор пал именно на него? Вас не смутило, что он слишком молод для такой должности и пока не имеет громкого имени, как его предшественник - Юрий Бутусов?

— Во-первых, он ученик Римаса Туминаса, и Римас Владимирович его кандидатуру поддержал. Он сказал, что, наверное, на сегодняшний день для Вахтанговского театра это - лучший вариант. Второе, и очень важное — у Шульева высшее профессиональное образование. Третье - он из Владикавказа, его родители живут там, и это немаловажный фактор для истории Вахтанговского. 

Наконец, Толя поставил у нас три успешных спектакля — «Цвейг. Новеллы» на Симоновской сцене, «Дурочка» на Новой и последняя премьера, которая состоялась в марте, — «Амадей» на Исторической. Человек он молодой, амбициозный, неплохо знает труппу, и главное — не разрушитель. Пускай он попробует, а я ему буду всячески помогать.

— Были ли другие кандидаты на пост главрежа самого успешного театра страны?

— Выбор, безусловно, был, я рассматривал несколько кандидатур. Но на фигуре Анатолия Шульева сошлось несколько факторов, о которых я сказал выше. Он нам не чужд. Для меня ещё имеет значение то, что у него правильные взгляды на жизнь в сегодняшних условиях.

— Что имеется в виду?

— То есть он не будет заниматься дешевым политиканством, а будет работать на благо Вахтанговского театра. При этом мы сохраним тенденцию, когда в театре должны ставить разные режиссеры. Какие — мы это будем обсуждать с ним вместе, разумеется, без главного режиссера такие вопросы не решаются. 

Мы это уже проговорили: Театр Вахтангова с его шестью площадками — не авторский театр, и в течение сезона мы должны выпускать много премьер разных режиссеров, работающих в разных направлениях. А также будем делать всё, чтобы максимально занять труппу, в которой на сегодняшний день 109 человек.

Крок подтвердил, что планы театра не меняются.

Как сработаются опытнейший директор и фактически хозяин положения с новичком, не подомнет ли под себя — будет ясно уже в следующем сезоне. Тут интересно другое: назначение молодого и именно режиссера, а не актера на столь серьезную должность — совпадение или все-таки тенденция на омоложение руководящих кадров в подведомственных театрах, которую взял Минкульт? 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29014 от 19 апреля 2023

Заголовок в газете: В Вахтанговском новый режиссер

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру