Тарковский ожил под одеялом и на кладбище

Молодые художники представили свое видение философии великого режиссера

Музейно-выставочный центр «РОСИЗО» подвел итоги второго всероссийского конкурса видео-арта «Миры Тарковского». Из 72 работ, заявленных в номинациях «Любовь», «Детство», «Ностальгия», «Космос», «Пейзаж», жюри отобрало 66 коротких видео. А уже из них выбрали пять победителей. Фильмы лауреатов конкурса широкая публика сможет увидеть в фойе московских кинотеатров и на фестивале короткометражного кино «Короче», который состоится в конце августа в Калининграде. «МК» оценил работы победителей.

Молодые художники представили свое видение философии великого режиссера

тестовый баннер под заглавное изображение

Андрей Тарковский по сей день остается самым известным российским режиссером авторского кино для всего мира. В 2018 году издатели Оксфордского словаря даже ввели специальный термин – tarkovskian, что значит «в духе Андрея Тарковского». Элементы киноязыка Тарковского можно найти в плавных панорамах Алехандро Гонсалеса Иньярриту, в ассоциативном монтаже Терренса Малика, в цветовой решениях Ларса фон Триера, в размерянных ритмах Карлоса Рейгадаса и фильмах многих других отечественных и зарубежных режиссеров. Соревноваться с такими мэтрами непросто, но молодые авторы, подавшие заявки на конкурс «Миры Тарковского», попытались. Что из этого вышло? 

В номинации «Любовь» лучшей стала работа Романа Синицына «Один». Это короткое видео без текста весьма красноречиво. Даже слишком. Перед нами старик – он пришел на могилу своей собаки. Очевидно, единственного близкого ему существа, которое покинуло мир раньше него. У зрителя есть возможность всмотреться в спокойное лицо, проникнуть в его грустные мысли, почувствовать его боль утраты. И вместе с ним пойти дальше – на станцию, чтобы не сесть на поезд, который идет куда-то, ведь, кажется, двигаться герою уже некуда. Все приметы «tarkovskian» вроде бы на лицо: долгий медленный кадр, внимание к деталям, панорамность. Но, кажется, это и настораживает: слишком в лоб читаются приемы Тарковского.

В номинации «Детство» победила лента Алены Поляковой «Месяц май». Зарисовка переносит нас под одеяло, где мальчишка пытается расправиться с двойками в своем дневнике. Он смотрит с фонариком на неприятные страницы, трет их, пытается переписать и в итоге разрывает в клочья. Мы не видим лица мальчика, но чувствуем его эмоцию – обнаженную как нерв. Все лаконично и ясно. Может быть, даже слишком. Нет здесь загадочности и сновидческой метафоричности Тарковского.    

В номинации «Пейзаж» победителем стала работа «Вослед волне» творческого объединения «More». Здесь, напротив, иллюстрирован сон. А именно – стихотворение отца режиссера, поэта Арсения Тарковского – «И это снилось мне…». «Жизнь – чудо из чудес, и на колени чуду / Один, как сирота, я сам себя кладу, / Один – среди зеркал – в ограде отражений / Морей и городов, лучащихся в чаду. / И мать в слезах берёт ребёнка на колени». Эти строки визуализированы кадрами, где молодой человек взаимодействует с природой и ищет через нее себя самого: он бродит среди лесов и полей, прыгает по камням на берегу моря, гладит стволы деревьев и полевые цветы. Его ритм он ускоряется, то замедляется. Герой то бежит, то лежит, то теряет равновесие, то находит его. Мы как будто бы в реальном сне, но остается ощущение несколько искусственности попытки вписаться в киноязык Тарковского.

Лидером в номинации «Ностальгия» стала одноименная работа Анастасии Хроленко. Это еще один сон, который возвращает взрослую женщину в черно-белое прошлое. В уютном бабушкином доме, где прошло ее детство, она как бы встречается с самой собой. Рассматривает старые фотографии, находит своего игрушечного мишку, вглядывается в зеркала, где видит себя ребенком. Тема с зеркалом, отсылающая к известному фильму Тарковского, возникает несколько раз, но опять же не так тонко и мистично, как у классика.

Пожалуй, самая симпатичная работа получилась в номинации «Космос». Лента «Вода» студии творческого музицирования «Орфика» – это документальная съемка детского перформанса с надувными шариками-планетами, которые «танцуют» под звуки живой музыки. Ничего здесь не придумано – перед нами в полутьме разворачивается творческое представление, которое, впрочем, тоже не ассоциируется напрямую с Тарковским, но в нем чувствуется характерная для классика камерная личная искренность.

Словом, не просто быть Тарковским, и снимать даже короткие видео на его языке. Но каждая попытка заслуживает внимания и поощрения, ведь именно опыт и поиск помогает молодым режиссерам нащупать собственный путь и по-настоящему понять классику.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру