В Театре сатиры запустили адскую машину времени

«Иван Васильевич» Михаила Булгакова открыл сотый сезон театра

Свой 100-й сезон Театр сатиры открыл премьерой по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», известной широкому зрителю по культовой кинокомедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Взяться за постановку, обреченную на сравнение с киношедевром, всегда риск. Но нынешний худрук не из робкого десятка. 

«Иван Васильевич» Михаила Булгакова открыл сотый  сезон театра

Поэтому, пока в зале не ушёл свет, именно его голос сообщает публике, что пьеса «Иван Васильевич» была написана Булгаковым в 1935 году для Театра сатиры, но ей в то непростое время  по  цензурным соображениям не суждено было  увидеть  свет рампы.   Пришлось подождать каких-то 88 лет, чтобы  история  о телепортации во времени русского царя и советских граждан состоялась. 

Для начала режиссёр Газаров решил поразить зрителя визуально, для чего на сцене художник Владимир Арефьев соорудил нечто, поражающее воображение формой и размерами - огромный шар цвета металлик с присоединёнными  трубами и приборами  как будто завис в воздухе. Казалось, что немалых размеров сцена Сатиры для такого  маловата, особенно когда инженер Тимофеев привёл своё изобретение  в действие. Тогда сфера, грозно вращаясь, поехала, не по-детски создавая иллюзию преломления пространства, отчего в одну сторону двинулась стена, перекрывающая глубину сцены, а за сферой поползла светящаяся дорожка, разделённая к тому же на секции и зловеще отороченная  красной подсветкой. Впечатляющее зрелище, доложу я вам - мощно и дорого. 

Но это, так сказать, воплощение чуда инженерной мысли будущего, с одной стороны. А с другой, прошлого с расписными стенами Грановитой палаты, стрельцами, гуслярами и матушкой-царицей в сопровождении. Комедия положений с участием исторических и вымышленных персонажей являла собой ну очень большой стиль, какого в Сатире давно не помнят.  

Под стать сценографии и жанр, избранный режиссером для булгаковского «Ивана Васильевича» - гротеск. 

Роли основных персонажей раскрашены - костюмно, музыкально и пластически. Если позы, то  нарочито вычурны, если гримы, то нарочито избыточны. Костюмы исторические, богатые и из времён НЭПа.  Выход каждого, если не с «Цыганочкой», то танцевальным или вокальным номером как на родном, так и на иностранном языке. Реквизит более чем реалистичный, во всяком случае яства, поданные на блюдах к царскому столу, можно рассмотреть даже  из  последних рядов партера. 

Такому стилю, казалось бы, должна соответствовать и игра. Но не каждый из участников спектакля оказался мастером по гротеску - жанру броскому, грубоватому, но чтобы таким казаться, требующему тонкой характерной прорисовки. Оказалось, что лучше всех этим владеет  исполнитель заглавной роли - Юрий Васильев, который в спектакле сыграл сразу двух Иван Васильевичей - управдома Буншу-Корецкого и царя всея Руси Грозного. 

Но артист, воспитанный в лучших традициях прежней Сатиры, в этой роли превзошёл себя. Я даже не узнала  его поначалу, как только он появился в образе хлопотливого управдома: на полусогнутых шаркает, голос дребезжащий, суетлив и мелочен. И через сцену он же - царь, чья поступь и голос полностью соответствуют его историческому прозвищу. И оба его Ивана Васильевича убедительны.  Кстати, у артиста,  чем у кого либо,  в спектакле больше превращений из одного образа в другой, поэтому его страхуют другим артистом в маске Васильева-царя, а может, и  Васильева-Бунши - совсем я запуталась в этой булгаковский фантасмагории, воплощенной Газаровым.

Вторая, бесспорно, удачная роль - Жорж Милославский в точном исполнении Артема Минина, лёгкого, пластичного артиста, он прямо-таки гнётся, вращается, на шпагат садится. Другим с фарсом и гротеском пришлось сложнее - внешняя острая характерность образов, достигнутая в основном за счёт костюмов и париков, внутренней остроты не добавляла. Может, поэтому больше запомнились объёмные костюмы Марии Боровской, чем те, кто их демонстрировал, принимая в них эффектные позы или валяясь в ногах Ивана Васильевича. Поз оказалось недостаточно.

Возможно, артистам, особенно при участии большой массовки, было непросто распределиться на сцене, которая плотно застроена декорацией как в первом, так и во втором актах. А возможно, числом массовки и не стоило было брать сцену.  Как бы то ни было, но всем есть ещё над чем поработать. 

Но финал, прямо скажем, удался и полностью соответствовал фразе Ивана Васильевича из гайдаевской комедии: «Танцуют все!!!». Под современную мелодию в стиле заводного джаза танцевали буквально все, умело расставленные режиссером эффектными  группами  на  авансцене, на плывущей дорожке от адской машины времени, слева и справа. Казалось, что и сама эта адская машина смеялась и подрагивала в воздухе, довольная тем, что возвратила всех в XXI век. 

«Иван Васильевич» и собственная машина времени: кадры открытия сезона в Театре сатиры

«Иван Васильевич» и собственная машина времени: кадры открытия сезона в Театре сатиры

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29126 от 2 октября 2023

Заголовок в газете: В Сатире запустили адскую машину времени

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру