Герои Тургенева оказались в объективе кинокамеры

В Москве показали обширную фильмографию по произведениям классика

Энное количество лет со дня рождения классика можно отметить по-разному. Чаще всего музеи идут по простому пути: размещаем в стеклянных витринах личные вещи, десяток журнальных прижизненных публикаций и столько же книг, репродукции портретов писателя и обязательно рукописи (почти в 100% случаев они идут в копии, так как старинная бумага не любит света и лишних перемещений). Вуаля — юбилейная выставка готова, благо в запасниках всегда найдется то, чего посетители еще не видели. Музей Пушкина к 205-летию Тургенева решил в трех залах сделать нечто большее, представив фильмографию за сто лет — с 1914-го по 2014 год. Корреспондент «МК» завис здесь на несколько часов.

В Москве показали обширную фильмографию по произведениям классика

Экранизации классики — бескрайняя нива для исследователя-филолога, но, как показала ситуация с Тургеневым, сведения о фильмах и киноартефакты рассыпаны по множеству музейных институций. Даже в «именном» музее писателя не может быть исчерпывающей полноты, так что без коллаборации здесь никак не обойтись.

По произведениям Тургенева сняли более ста фильмов, ранние работы начала прошлого столетия либо не сохранились, либо дошли до наших дней в виде фрагментов, поэтому каждый кадр из них бесценен.

Экспозицию, о которой сегодня идет речь, создавали вместе московский Музей Пушкина, Орловский литературный музей Тургенева, музей «Спасское-Лутовиново», Центральный музей кино, Госфильмофонд, «Мосфильм», «Ленфильм», Киностудия им. М.Горького, ВГИК и так далее, в том числе лично Ирина Купченко. Народная артистка России предоставила организаторам личный экземпляр сценария фильма «Дворянское гнездо» 1969 года, которым пользовался Андрей Кончаловский. Причем книжечка эта изобилует рукописными пометками самой Купченко, дебютировавшей в кино ролью Лизы Калитиной.

Я сознательно нарушу хронологию и пойду от современности к началу XX века. Последняя экранизация — «Две женщины» в режиссуре Веры Глаголевой (2014 год), сделанная по пьесе «Месяц в деревне». С тех пор прошло девять лет, так что найти афишу или флорариум с орхидеями, который фигурирует в киноленте (его в первых кадрах несет известный британский актер Рэйф Файнс), было, скорее всего, несложно. Рассказ об этом фильме очень подробен: эскизы костюмов, сами костюмы, кадры из фильма, съемочные фотоматериалы, подлинник сценария.

Пометки Купченко в сценарии Кончаловского.

Сериал «Отцы и дети» 2008 года также видим детально и в «цвете»: вот главные актеры — Андрей Смирнов, Леонид Ярмольник, пластмассовая кукла, «сыгравшая» младенца Митю — сына Николая Петровича Кирсанова и Фенечки, плюс опять-таки рабочая распечатка сценария.

Советско-болгарская экранизация романа «Накануне» (1959), советский фильм того же года «Муму» и другие воплощения текстов в кинопленке представлены более скудно: афиши, кадры из фильмов, но как напоминание — они имели место быть в истории. И пробуждение интереса у посетителей все равно происходит: кто-нибудь точно подумает: «Здесь же Ефремов, надо посмотреть на ближайших выходных».

Зато значительную часть внутреннего пространства фильма «Поездка в Висбаден» Евгения Герасимова (1989 год, совместное производство СССР, Австрии и Чехословакии) «встроили» в экспозицию зала, выставив антикварный письменный стол, стул, лампу 1840 года и чернильный прибор, который точно появлялся в кадре. А также цилиндр главного героя Дмитрия Санина (роль Сергея Жигунова), роскошную шляпу со страусиным пером Марии Полозовой (ее мы видели на голове очаровательной Натальи Лапиной). И помимо этого в зале разместили целую галерею костюмов, включая помещичий халат а-ля Обломов и исторически достоверное женское платье середины XIX столетия.

Вера Каралли — актриса русского немого кино.

Всего не перечислишь, но если углубиться в историю, то стоит упомянуть самые-самые первые, дозвуковые кинофильмы по Тургеневу. 1914 год. «Дворянское гнездо» (режиссер В.Гардин). Дореволюционная «раскадровка», повторюсь, это то немногое, что осталось — пленка шедевра не сохранилась. «Отцы и дети» 1915-го Вячеслава Висковского дошли до нас в виде отрывков (на выставке — большая подборка кадров), историческим «следом» от фильма «После смерти» (также 1915 год, по мотивам повести «Клара Милич») выступил крупный «портретный» план актрисы и балерины Веры Каралли, звезды тех лет. Выразительное лицо красивой женщины с живыми глазами. Сама того, возможно, не понимая, она стала частью бессмертия, которое дает принадлежность к великой русской литературе.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №29157 от 15 ноября 2023

Заголовок в газете: Герои Тургенева в объективе кинокамеры

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру