«Рождественская музыка больше не обязана улыбаться», - констатируют авторы исследования. У пользователей стремительно растет спрос на грустные, спокойные и «эмоционально честные» праздничные треки. Вместо бесконечного веселья, как было заведено прежде, — одиночество, ностальгия и тревожная тишина. Именно это все чаще находят слушатели в песнях Фиби Бриджерс, Сабрины Карпентер, Майли Сайрус, Карли Рэй Джепсен, как собственно и у «главного виновника» праздничной грусти – Эда Ширана.
Отмечается, что, конечно, речь не идет о «замене» или забвении классики, а, скорее, «о расширении формата и новых влиятельных акцентах». Грусть и прежде была частью рождественской традиции — достаточно вспомнить классику, вроде Blue Christmas или Have Yourself a Merry Little Christmas. Но, как отмечают авторы исследования, «сегодня к этому настроению массово подключаются современные поп- и инди-артисты».
Фиби Бриджерс с 2017 года выпускает исключительно мрачные рождественские каверы, неизменно превращая прежде радостные и беззаботные «сезонные» песенки в «призрачные медитации». Их стримы стабильно растут каждый ноябрь, как только приближается Рождество.
Майли Сайрус переосмыслила в «удручающем декадансе» старинную My Sad Christmas Song, Карли Рэй Джепсен «иронично преобразила» It’s Not Christmas ‘Til Somebody Cries в хронику семейных скандалов, Брайсон Тиллер и Джастин Бибер «воспели одиночество» в Lonely Christmas, а Сабрина Карпентер вместо подарков предложила на Рождество «интимные переживания» на грани нервного срыва в A Nonsense Christmas.
«Отполировал» же все до состояния тренда, как утверждат авторы обзора, Эд Ширан в той самой Under the Tree, «песней о потере и одиночестве», приводя в подтверждение «очевидного сдвига в настроениях» данные алгоритмов пользовательских запросов – «рост в несколько раз за последние годы».
Так, запрос на «печальное Рождество» вырос в несколько раз, «спокойное Рождество» отмечает «стабильный подъем», «Рождество в фолк-стиле» от нишевого плейлиста добралось до «шестизначной аудитории», а «праздник-облом» занял почти половину треков. Превалирующие теги настроений, при этом: «одинокий», «меланхоличный», «ностальгический», «с чувством тоски».
Исследователи объясняют: «Психология проста - праздники усиливают эмоции, и не всегда радостные. Большинство людей признают, что испытывают «рождественский блюз» — определенную тревожность от стресса и одиночества до давления ожиданий», - и отмечают, что «грустная музыка помогает прожить эти чувства, давая ощущение, что ты не один».
Утверждается, что на фоне «навязчиво истеричной веселой праздничной культуры» такие песни воспринимаются как «глоток реальности». При этом, авторы признают, что «главные чарты» все-таки и по-прежему «принадлежат Мэрайе Кэри и классическим (рождественским) хитам». Однако, с каждым годом, в эту «сахарную вату» «просачивается все больше новых меланхоличных релизов».
Чтобы, однако, не завершать свои изыскания на печальной ноте, в финале исследования авторы придумали «оптимистичный» вывод о том, «Рождество не перестало быть радостным, оно просто стало человечнее». Вот, и славненько…