Скорбящая семья, как сообщается, просит прессу и общественность не обращаться за комментариями в эти тяжелые для нее дни.
Бела Тарр родился в 1955 году венгерском городе Печ. Прежде чем поступить в Будапештскую академию искусств и стать режиссером, он работал на верфи, снимал на любительскую камеру с раннего возраста. В 16 лет он представил свою первую 20-минутную документальную картину о цыганах, написавших письмо главе государства Яношу Кадару по поводу безработицы.
В 22 года Тарр дебютировал в полнометражном кино с «Семейным гнездом», где участвовали непрофессиональные актеры. Фильм рассказывал о домашнем кошмаре в крохотной квартирке и получил награду на кинофестивале в немецком Мангейме.
Какое-то время он снимал социальное кино, чаще всего черно-белое, а потом наступил период его сотрудничества с Ласло Краснохаркаи, лауреатом Нобелевской премии, по сценариям которого Тарр снял более чем семичасовое «Сатанинское танго», «Туринскую лошадь», «Проклятие», «Гармонию Веркмейстера».
С кино он попрощался на творческом пике в 2011 году после премьеры на Берлинале его черно-белой картины «Туринская лошадь». Удивительно, но ему тогда было 55 лет, а он казался старцем и мудрецом, прожившим большую жизнь.
Тарра и Краснохаркаи «вдохновила» история Фридриха Ницше, который выйдя на почту из дома в Турине, увидел извозчика, бившего хлыстом стоявшую на месте несчастную лошадь. Ницше бросился на ее защиту, а потом слег от нервного расстройства на два месяца.
Не забыть берлинскую премьеру. Первые кадры, где лошадь появляется в молочном облаке тумана, произвели на всех невероятное впечатление. Казалось, что этим фильмом Тарра сказал все, и что еще можно было после этого снимать.
Фильм ошеломил, и многие испытали разочарование от решения жюри во главе с Изабеллой Росселлини, присудившего «Золотого медведя» иранскому «Разводу Надера и Симин» Асгара Фархади, хотя фильм был достойный. Сколько в истории мировых фестивалей таких обид и ощущения несправедливость. Видимо, и Белла Тарр счел Гран-при пощечиной, судя по его реакции на церемонии награждения. «Туринская лощадь» на Берлинале была также отмечена призом ФИПРЕССИ.
Жизнь продолжалась и после ухода из большого кино. Многие годы Бела Тарр преподавал, воспитал немало молодых кинематографистов. Он был почетным профессором нескольких знаменитых киношкол, включая FAMU в Праге и Пекинскую киноакадемию.
Тарр участвовал в выставках, грандиозной акции 2019 года на Венском кинофестивале, осуществив там проект «Пропавшие люди» с участием 250-ти бездомных.
Однажды он сказал, что нет смысла в поиске новых сюжетов, поскольку все уже сказано о вере, предательстве, убийстве в Ветхом завете. Первостепенным для него было сказать о достоинстве человека и хрупкости жизни, о том, как мы утрачиваем связь с вечными категориями, и наша жизнь постепенно начинает угасать.