Недетская неожиданность

В театре «А-Я» актеры сразятся со зрителями-подростками.

Есть театр для взрослых. Есть театр для детей. А что делать с подростками? Сейчас эту возрастную группу все боятся как огня – подростки курят, пьют, ругаются матом, не слушаются учителей, не уважают старших, не воспринимают никакое искусство, не читают книг, любят только компьютерные игры и пиво. А уж как ненавидят и учителя, и сами подростки обязательный элемент школьного образования – поход в театр! С классикой все грустно и просто: обычные зрители могут считать безнадежно испорченным поход на спектакль по Грибоедову или Мольеру, куда привели 9-й класс. Так возможен ли при такой ситуации спектакль для подростков по современной пьесе? Оказалось – да. «Детская неожиданность. Verbatim» «новодрамовского» режиссера Руслана Маликова по пьесе драматургов Владимира Забалуева, Алексея Зензинова и Анны Добровольской идет в театре «А-Я» раз в месяц. Зрелище уникальное!

Спектакль начался еще в фойе. «Бл…, телок до х…!» – с такими словами 14-летние ребята ростом со взрослых мужиков вошли в театр. И стало ясно: что бы этому сборищу подростков сейчас ни показали на сцене, они это не воспримут. Они будут играть в телефон, слушать плеер, болтать, смеяться, издеваться над актерами… Но получилось все не так. А гораздо интереснее.

Жанр «вербатим» подразумевает документальную основу. Так и было – драматурги использовали в пьесе реальные истории и монологи современных детей и подростков. Действующие лица: черноволосый симпатичный парень, гламурная блондинка, слегка тормознутый чувак, шустрая девица – это дети. Модняво одетая дама в летах и зануда-учитель в пиджаке – это взрослые. Вспомните свое отрочество: дети греются на солнышке, или сидят во дворе, или на перемене. Торопиться некуда, уроки подождут, и дети ковыряют что-нибудь, подбрасывают, двигают, на их языке говоря, «фигней страдают». И болтают, болтают, болтают о разном, обо всем. В такой стилистике и поставлен спектакль.

- А кому жить труднее, детям или взрослым?

- А взрослые мечтают о чем-нибудь?

- А почему взрослые так любят врать?

- Почему я хотела покончить жизнь самоубийством?

- Я терпеть не могу детей!

- Спешу сообщить, что твоя дочь взяла мой карандаш для глаз!

Эти и другие вопросы актеры задают друг другу, самим себе, залу и в споре рождают многослойную истину. Разношерстный беспокойный зал сначала внятно дал понять артистам, что на мякине их не проведешь и сопли разводить они не намерены. Изредка отрываясь от мобильного, детки кидали такие реплики, что стало ясно: при нынешней ситуации вполне провомочно поставить эротический спектакль для подростков. Им по крайней мере будет интересно.

Но спустя некоторое время мобильники расползлись по карманам. А подростки начали громко отвечать на вопросы актеров, каждый раз реагируя на узнаваемую ситуацию. «Мама потеряла перчатки, а обвинила меня. Потом перчатки нашлись, но передо мной почему-то никто не извинился». «Я ненавижу, когда входят в мою комнату и роятся в моих вещах!» А уж когда на сцену выползла укутанная в платок, ноющая и жалующаяся бабушка, в зале поднялся рев смеха. У кого из них нет дома такой бабушки?

Уже к середине спектакля стало видно, как по-настоящему остра и важна для всех этих ребят тема конфликта и непонимания с родителями. Тот самый парень, который до спектакля сильно интересовался «телками», после спектакля напряженно сказал другу: «Ффух, как мне мозг загрузили». Пожалуй, это лучший комплимент, который театр может получить от таких зрителей.

Секрет успеха «Детской неожиданности» в том, что дети узнали в актерах себя. Актеры были по-современному одеты, танцевали рэп, жевали жвачку, говорили с «фигами» и «блинами». От этой модной лексики у взрослой аудитории быстро завяли уши, но подростки смотрели! И слушали! И вот вопрос: создатели спектакля опустились до уровня культуры и развития молодежи – или поднялись до него? Ведь учим же мы английский или французский, чтобы с иностранцами понимать друг друга.

– Из работы над предыдущим вербатимом мы знали, что реальные дети говорят совершенно другим языком, – сказал «МК» драматург Владимир Забалуев, – нежели их литературные воплощения на сцене. Но уже процесс сбора интервью, можно, сказать, ошеломил. Речь детей (допубертного возраста, еще не подростков даже) оказалась богаче взрослой речи. Во-первых, интонационно более затейливая, неожиданная и разнообразная. Во-вторых, они говорили настолько связно, глубоко, запросто пользуясь всеми современными дискурсами – от философских до просторечных, что лично я рядом с ними ощущал себя заикой и дислектиком. Взрослые рядом с ними казались более плоскими, более однообразными, унылыми и предсказуемыми. В ходе одного из последних спектаклей получилось проверить язык спектакля на большой и сплоченной группе подростков-зрителей. Они в спектакль буквально вошли, очень уместно комментировали действие из зала, включались в интерактив даже там, где их не просили об этом, и придали спектаклю дополнительный объем. А самое главное – приняли язык, сюжет и конфликты спектакля как свое, родное.

Детский театр «А-Я», что на Пушкинской, в Петровском переулке, показывает «Детскую неожиданность» раз в месяц. Ближайший спектакль – 24 октября.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру