Музеи стояли на ушах

Серьезным конкурентом финалу “Евровидения” стала Ночь музеев — это “вкусное” европейское явление, но в русских масштабах

17.05.2009 в 20:12, просмотров: 2596
 Как будто весь год ждали и никуда не ходили, а тут… толпа, как на танцполе. Корр. “МК” сделал марш-бросок по 10 музейным точкам и подивился тяге москвичей к музейным ценностям.

Наш тур начинается с Музея современного искусства на Петровке. С трогательного перформанса Андрея Терехова Supremachine. На светящемся бумажном кубе чья-то невидимая кисть на глазах у зрителя выводит рисунки по библейским мотивам. И в этот, можно сказать, священный момент у одного из официантов в руках взрывается шампанское, из бутылки летят брызги. Пена, чудом не залив работы художника Кирилла Данелия, оседает на белой стене зала живописным розовым пятном. “Может, взять его в рамку?” — думаем мы, ведь искусствоведы назовут это концептуалкой.  

Очередь в Музей Востока вытянулась аж двумя ветвями вдоль всего бульвара.  

Очевидно, помимо сокровищ древней Фракии здесь важным притягательным моментом стали восточные танцы и мастерская-лавка. Зато на фабрике “Красный Октябрь”, где прописались “Арт-Стрелка” и Baibakov Art Projects, — 1000 куриц из пенопласта, барная стойка из сена и душераздирающие фотографии на экологическую тему.

 Где суперинтересно, так это в Новой Третьяковке на Крымском — здесь грохот динамиков заглушает экскурсовода. Но даже концерт уходит на второй план по сравнению с многочисленными арт-объектами Ивана Лубенникова, Дмитрия Каварги, Оксаны и Максима Подгородецких, чье творение так и называется “Ночь в музее”. А инсталляция “Отпуск Fast” (Костяков, Гончаренко) дает полное ощущение морского берега. В белой стене из гипсокартона размером 2х3 девять отверстий. Если в них по очереди запустить руки, то нащупаешь песок, конечность твою обдаст жаром и польют водой — в общем, легко почувствуешь все прелести курортного отдыха. Но фокус ждет в центральном отверстии — всовываешь руку, ничего не найдя, убираешь ее, и вдруг навстречу тебе высовывается рука (чья?) и протягивает тебе монетку или камешек. Супер! 

На белом полу нижнего фойе — перформанс для детей. И самый драматичный для музейной ночи: граффитисты группы “310” сделали условный план Москвы, обозначив места незаконного сноса зданий фигурками и довольно большими сооружениями из городков. Детки разбивают их и строят заново, показывая, как, играючи, власти сносят старые здания и насколько безответственно, по-детски, мы относимся к архитектурному наследию.  

“Провиантские склады”, где недавно открылся Музей истории Москвы, демонстрируют новое отношение к своему историческому зданию. Комплекс начала ХIХ века явно имеет амбиции стать вторым “Гаражом” по размаху потенциальных выставочных площадей. 

Финальную точку ставим в Музее актуального искусства FRT4.RU, где вовсю идет съемка игрового фильма — между прочим, о жизни в музее. Здесь же окончательно становится понятно, что музей не для толпы: одна дама в экстазе буквально трется о картины — и видно, что это не фетишизм, а непорочная, как зачатие, любовь к прекрасному. Глядя на нее, возникает только один вопрос: можно ли насладиться искусством в “таинственное ночное время”, попав в музейный час пик?