Скромный юбилей великой Улановой

Скромный юбилей великой Улановой

Столетний юбилей главной балерины советского эпохи Галины Улановой отмечался в эти дни без приличествующей такому случаю помпы. Ничего не изменило и присутствие в царской ложе Большого театра Светланы Медведевой (самого президента на спектаклях не было, но к окончанию гала-концерта от него пришли цветы). Танцовщицу, признанную во всем мире символом советского балета, которой ещё при жизни был установлен памятник в Стокгольме и бюст в Санкт-Петербурге, на столетии вспомнили довольно скромно. Гала-концерт «Мона Лиза русского балета» прошедший в самый день юбилея (8 января) в Мариинском театре, неделю спустя перекочевал в Большой. Здесь он венчал собой целый фестиваль, приуроченный к столетию одной из самых прославленных балерин XX века.

При жизни к ней относились очень по-разному. Наряду с «обыкновенной богиней» - растиражированным определением её творчества данным Алексеем Толстым, менее известно, например такое суждение Анны Ахматовой: «Балерина никакая. В «Жизели», в том месте, где смотрит сквозь кусты, лицо у неё страшное, а шея безобразная и тоненькая… Она гениальная мимистка и больше ничего… Мимистки такой действительно в мире не было». Присущую же Улановой скромность некоторые мемуаристы после её смерти тут же объявили искусственной позой.

Что ж - гениальная личность всегда принимается современниками неоднозначно и вызывает споры. Искушенная же в балете Ахматова, восхищавшаяся Анной Павловой и дружившая с Ольгой Спесивцевой, и не скрывала, что предпочитает одноклассницу Улановой Татьяну Вечеслову.

Как и Ахматова, Уланова любила лишь один на свете город: в Петербурге она родилась, здесь танцевала на сцене Мариинского (тогда Кировского) театра. Переведенная в 1944 году по приказу Сталина в Большой, и тотчас же канонизированная официальной пропагандой, она всю жизнь тосковала по нему. Потому и в гала-концерте посвященном её памяти, два отделения из трех были отданы выступлению мариинских артистов.

Большой театр довольствовался на концерте лишь «Шопенианой», подновленной к юбилею последним учеником Улановой Николаем Цискаридзе. Этим балетом начинающая балерина когда-то дебютировала на сцене Мариинки. Им же и закончила свою карьеру танцовщицы в 1960 году, правда уже на сцене Большого театра. Тут, однако, зрителей праздничного гала подстерегала полная неожиданность: чтобы оттенить себя, ученик Улановой и нынешний прославленный премьер первого театра страны остроумно придумал переодеть весь кордебалет и своих партнёрш-солисток в шопеновки довольно интенсивного розового цвета, сияя на их фоне белым пятном. Всё это в свою очередь вызвало изумление балетоманов, ведь розовый цвет никогда не предполагался хореографом Михаилом Фокиным в качестве доминирующего.

По одному действию из знаковых для Улановой балетов, во всем их великолепном оформлении, преподнесла зрителям и Мариинка. «Бахчисарайский фонтан» стал самым первым советским драмбалетом поставленным Ростиславом Захаровым специально в расчете на возможности танцовщицы. «Ромео и Джульетта» Лавровского так же навсегда связана с этим именем. Джульетту-Уланову сопровождал такой успех, что по окончании одного из спектаклей в Лондоне в 1956 году толпа фанатов- англичан несла машину вместе с находившейся в ней балериной на своих руках прямо до гостиницы.

Джульетты сегодняшнего дня находятся в заведомо проигрышном положении. Какой бы хороша не была солистка Мариинского театра Евгения Образцова, никому и в голову не придет сравнивать её с юбиляршей. Что не удивительно: такие балерины как Уланова рождаются раз в сто лет. Окончив Ленинградское училище по классу знаменитого балетного педагога Агриппины Вагановой, она оказалась самой «невагановской» ученицей. Движения танцовщицы рождались, будто сами собой и лились просто и естественно, а танцевальный дар сочетался с незаурядным талантом большой трагической актрисы.

А вот Владимир Шкляров (Вацлав в «Бахчисарайском фонтане») и Андриан Фадеев (Ромео в «Ромео и Джульетте») вполне оказались на высоте возложенных на них задач. Премьеры Мариинского театра не просто с блеском демонстрировали свой впечатляющий технический уровень, но, что дорогого стоит, заставляли публику сопереживать своим героям. А этим сейчас, к сожалению, редко какой балетный артист может похвастаться: времена Улановой безвозвратно ушли.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру