Приют для бездомных книг

Литфестиваль в ЦДХ становится андеграундным

Культура России, как и в 60-70-ые, уходит в подполье. Конечно, уже иначе: вокруг этой «андеграундной», «полузапрещенной», «неформальной» культуры крутятся большие деньги. Полузапрещена она не политической, а экономической цензурой. Люди этой культуры одеваются в дорогущие лохмотья, слушают необычную музыку, читают умные книжки и очень много знают. Международный книжный фестиваль, прошедший в Доме художника в пятый раз, с каждым годом поворачивается лицом именно к этой публике.
Литфестиваль в ЦДХ становится андеграундным

40,000 человек за пять дней фестиваля – такую цифру озвучил «МК» программный директор Борис Куприянов. Цифра внушительная, если учитывать, что этом книжном празднике не увидишь ни Дарью Донцову, ни Бориса Акунина. Это значит, что даже у самых, казалось бы, малоизвестных писателей сегодня есть свои читатели. Главный результат фестиваля - протест против экономической цензуры.
Анжел Вагенштайн (Болгария), Горан Петрович (Сербия), Оуэн Мэтьюз (Англия), Арвис Вигулс (Латвия), Алекс Вурхойв (Голландия) – знакомы вам эти имена? И тем не менее на встречах с этими и другими приезжими писателями всегда были слушатели. А «МК» пообщался с датским писателем Миккелем Биркегором, автором известного в Европе триллера «Тайна «Libri di Luca»». Триллер, конечно, триллером, но весь сюжет крутится вокруг книг и чтения, особенно вслух. Даже прекрасного женского тела герой касается так, как касается корешков книг.

Приют для бездомных книг

Приют для бездомных книг

Смотрите фотогалерею по теме

- Я очень плохо читаю вслух, - рассказал писатель «МК», - поэтому я всегда восхищался людьми, которые своим голосом могу заставить читателя почувствовать причастность к происходящему. Я подумал - а что, если человек, обладающий способность красиво читать вслух, может еще и влиять на подсознание людей, заставлять их свои голосом сделать разные поступки?

- Как вам Москва?

- Датчане вообще очень мало знают о России, и все наши представления сводятся к тому, что здесь все ездят на “жигулях” и постоянно очень холодно. Но здесь тепло, и я увидел большое количество разных автомобилей. Москва похожа на любой другой европейский город.

Внутренний дворик ЦДХ во все дни занимала то одна, то другая фигура. Полный шатер народу набился во время встречи, посвященной памяти Петра Вайля. А поговорить с испанским профессором о Толстом как о юристе пришли человек 10-15, зато самые заинтересованные. Мариэтту Чудакову окружила буквально толпа. А у детей свои интересы: сюда и только сюда раз в год съезжаются все лучшие детские писатели и художники.

Отдельная история – это второй и третий этажи ЦДХ, тоже отданные книгам. Впрочем, расположенная на 2-м этаже выставка «Либидо» к книгам имела отношение разве что через Артемия Троицкого, куратора музпрограммы фестиваля и организатора этой выставки. При входе ясно написано: «до 18 лет вход запрещен», но родители все равно почему-то ведут туда детей. Выставка провокационная, как раз для «андеграундной» публики. К примеру, инсталляция: с холста из серединки металлической губки для мытья сковородок торчит красный острый кол. И надпись: «Шерсть п…е не защита». Такая вот выставка.

А на третьем этаже – кукиш всему современному издательскому бизнесу. «Book fair» - книжная ярмарка, собранная силами крошечных издательств, антикваров и просто книголюбов. Здесь по нормальным ценам можно было купить книги по философии, искусству, поэзию, редких авторов, книги 15-летней давности, от которых избавляется любой книжный магазин… В общем, счастье для книгочея – и никакой рекламы, которая осложняет жизнь посетителей ежегодной ярмарки на ВВЦ. Книги одного только автора здесь было не найти – самой популярной писательницы России Дарьи Аркадьевны Донцовой.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру