Кино лучше, чем газ

В фильме «Брестская крепость» Россия и Белоруссия поделили патриотизм на двоих

В рамках Московского кинофестиваля состоялась гала-премьера давно ожидаемого фильма «Брестская крепость», ставшего первым кинопроектом Союзного государства России и Белоруссии. Снимать патриотическое кино, как оказалось, у дружественных стран пока получается гораздо лучше, чем договариваться о ценах на газ.
В фильме «Брестская крепость» Россия и Белоруссия поделили патриотизм на двоих

Идея проекта «Брестская крепость» принадлежит Игорю Угольникову, который с детства лично переживает эту, одну из самых трагичных, геройских, а, значит, и патриотичных страниц истории Великой Отечественной войны. Немногочисленный гарнизон Брестской крепости принял на себя ураганный натиск фашистских войск с первых минут войны. И выстоял, заслужив двадцать с лишним лет спустя звание крепости-героя.

На проект были брошены серьезные силы и инвестиции. Много времени ушло и на улаживание бюрократических тонкостей, связанных с получением разрешения на съемки непосредственно в Брестской крепости. Наконец, все сошлось: и разрешения, и бюджет, и режиссер Александр Котт, и актеры вроде Андрея Мерзликина и Павла Деревянко, и даже Александр Агутин со своей песней на финальных титрах.

Премьера "Брестской крепости" на ММКФ

Премьера "Брестской крепости" на ММКФ

Смотрите фотогалерею по теме

На гала-премьеру, среди прочих гостей, пришел и президент ММКФ — Никита Михалков. Предпочел бельэтаж партеру, устроившись под самым потолком. На удобных диванчиках в VIP-зоне, отделенной от остального люда суровыми охранниками и бумажкой с надписью «проход запрещен». Пришел в зал Никита Сергеевич не зря. То, что он увидел на экране, за небольшим исключением, - как раз то, что парой месяцев ранее зрители хотели увидеть в его собственной картине. Несгибаемых командиров, красиво отдающих не только честь, но и жизнь, красивых мужественных солдат, их красивых и отважных жен, красивого мальчугана, под перекрестным огнем выполняющего приказ. Все они каждую секунду экранного времени совершают какой-нибудь подвиг. То обезвредят вражеского шпиона, то спляшут для поднятия боевого духа, несмотря на обгорелое лицо, то девушку вытащат из-под завала, то отвлекут огонь на себя, попутно подбив пару танков противника. При этом вокруг не устают свистеть пули, раздаваться эффектные взрывы и литься рекой геройская кровь.

Действуя прямо, как немецкий танк, используя все необходимые повороты сюжета, театральное переигрывание известных актеров и бравурные лозунги о победе любой ценой, фильм на протяжении двух с половиной часов методично следует своей цели: наполнить патриотизмом каждого в зале.

В этот же день, который к тому же оказался 69-й годовщиной начала войны, в соседнем зале, как назло, шла картина Элема Климова «Иди и смотри». Как и «Брестская крепость», она начинается с титра «Беларусьфiльм», и повествование в ней тоже ведется в основном от лица мальчика. Только четверть века назад зрители стояли в очереди, чтобы посмотреть нефильтрованный ужас войны, взрывающий тебя без всяких взрывов. Зияющий бездонной воронкой в поле одинаково-патриотичных (пусть даже талантливых) фильмов. Настолько черной и больной, что понадобится еще немало новых патриотичных фильмов, чтобы эту боль заглушить.

У «Брестской крепости» это получилось пока лучше всех.