Мастер, разгадавший Ленина и Есенина

На Фотобиеннале покажут ретроспективу Моисея Наппельбаума

 Черно-белый точеный профиль Ахматовой или анфас Ленина с легкой ухмылкой на устах - страшно подумать, сколько раз эти снимки перепечатывались в разных журналах и книгах. Но не всякий сегодня вспомнит имя их автора… Впрочем, это не умоляет гениальности Моисея Наппельбаума, который по несколько часов «мучал» клиентов в своей мастерской, дабы получить шедевр. И получал. Вне зависимости от того, сидел перед ним вождь, великий поэт или неизвестный с улицы. Убедиться в этом можно в Еврейском музее, где 9 апреля открывается выставка мастера "Ателье".

 
На Фотобиеннале покажут ретроспективу Моисея Наппельбаума
Снимок предоставлен Еврейским музеем

В экспозиции зрители найдут более 100 фотопортретов. Блок, Есенин, Мейерхольд, Пастернак - перед нами настоящая энциклопедия культурной жизни начала ХХ века. В лицах. И не только культурной - но и политической.

— Взлет его карьеры начался c портрета Ленина. В 1918 году журнал «Искусство» заказал у Наппельбаума серию фотографий вождя революции, и эти снимки стали одними из немногих, которые тиражировались столь широко,— рассказывает «МК» куратор выставки Мария Насимова. — Но к нему в ателье запросто заходили обычные люди, с улицы.

Наппельбаум - особенный мастер, который, кажется, умудрялся жить несколькими разными жизнями, всегда оставаясь собой. С одной стороны он был евреем - а этой нации приходилось непросто и в имперской России, и в советской. С другой - придворным фотографом - снимал он не только Ленина в 1918-м, но и много позже Сталина. С третьей - своим в мире искусства, а многие из его друзей, поэтов и музыкантов, оказывались на опальном положении. Многоликость Наппельбаума на выставке раскрывается с помощью нескольких на разделов, главный из которых - мастерская, с помощью которого можно разгадать метод фотографа. А его сложно спутать с чьи-то другим. Поза, ракурс, свет, внимание к рукам портретируемого и почти полный отказ от аксессуаров – все это работало на задумку автора так, чтобы показать не внешность клиента, а его внутренний стержень, характер, талант.

— В качестве единственного источника освещения, он использовал тысячеватную лампочку, помещенную в самодельный софит, - раскрывает один из секретов Наппельбаума куратор выставки "МК". - А еще он «издевался» над своими клиентами до полуобмарочного состояния, заставляя постоянно менять позы: то вставать, то садиться, то смотреть в объектив, то нет. Так Наппельбаум пытался найти тот самый ракурс, который лучше всего отобразит личность человека на снимке. Он пытался прочесть человека.

Героем одной из самых мистических съемок Наппельбаума стал Сергей Есенин. Поэт ввалился в студию фотографа вместе с друзьями. Он казался воплощением молодости и силы, был веселым и энергичным. Однако Наппельбаум увидел его совсем другим: обреченно склонившим голову, словно осужденный на казнь. Всего через несколько дней поэта нашли в мертвым в гостинице "Англетер". «Художник не должен заботиться о красоте, его единственная забота — искать правду" - всегда считал Моисей Наппельбаум, но, порой, принятая им доктрина шокировала даже его самого.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру