Испанский завоеватель

Хавьер БАРДЕМ: “Становясь знаменитыми, люди уже не могут отличить золото от дерьма”

тестовый баннер под заглавное изображение

Уж кто бы мог подумать, что умница, интеллектуал, наследник большой испанской актерской фамилии Хавьер Бардем, игравший у Джулиана Шнабеля кубинского поэта в “Пока не наступит ночь”, борющегося за право умереть человека у Алехандро Аменабара в драме “Море внутри”, инквизитора у Милоша Формана в “Призраках Гойи”, может превратиться в это. В убийцу по имени Антон Чигур в черной комедии, драме или триллере — выберите жанр по вкусу — братьев Коэн “Старикам тут не место”. Что сеньор Бардем, человек веселый, невероятно обаятельный и избегающий в своих ответах общих мест, может стать персонификацией смерти. Да еще и у самых “закрытых” режиссеров, привыкших работать со “своими” актерами. Дебют Бардема в кинематографе Коэнов несомненно удался.

“Мой герой болен”

— Первый кадр с вашим лицом вызывает в зале смех…

— Я думаю, все дело в этой дурацкой прическе. Мы очень долго выбирали образ для героя, и вот однажды в трейлере мне приделали именно этот парик, вошли Коэны и захохотали — они смеялись до слез. Я посмотрел в зеркало: “Да, мы нашли характер”. Эта прическа помогла мне понять, что мой герой — болен, что-то с ним не так: нормальный человек с такой стрижкой не будет расхаживать. Это стало отправной точкой. Так что я думаю, все дело в волосах — зрители думают: “Это негодяй или принц Вэлиант?”

— Ваш герой — злодей, но в нем есть и обаяние, и юмор; это ваша работа?

— Мне показалось, что черный юмор есть и в книжке Кормака Маккарти, но братья Коэн — именно те люди, которые знают толк в черном, макабрическом юморе. Черный юмор — это то, что было нужно для Чигура. Потому что в тот момент, когда я показался бы зрителям просто смешным, я бы исчез, я уже не смог бы быть страшным. И когда он задумывается, зрителю кажется, что он с кем-то беседует: с Богом, с небесами — не знаю с кем, но это добавляет ему загадочности.

— Вы вообще сосчитали, скольких человек вы убили в фильме?

— Когда закончились съемки, группа подарила мне торт — на нем были шоколадные фигурки всех, кого я убил. Около двадцати человек, если я не ошибаюсь. Это была первая шутка. Вторую мне тоже устроила группа: когда в последний день я спускался на эскалаторе, а внизу меня встречала группа, и на каждом был такой же парик, как у меня, включая Коэнов.

“Съемки у Коэнов больше похожи на армию”

— Коэны раньше с вами никогда не работали; перед тем как приступить к съемкам, вы встречались с ними, они пытались понять, являетесь ли вы частью их вселенной?

— Когда я впервые был на Торонтском кинофестивале и моя американская карьера только начиналась, мой агент спросила меня, с каким режиссером я хотел бы работать. Я ответил, что с братьями Коэн. Она ответила: “Это невозможно”. Позже, во время рекламной кампании фильма “Пока не наступит ночь”, я был на радио. Не помню, что это была за станция, но там я встретился с Коэнами. Они слушали мою беседу с ведущим, и когда тот задал мне вопрос, с кем я хотел бы работать, я, конечно, ответил: “С Коэнами!” После мы познакомились, и у меня в голове была только одна мысль: “Господи, как же мне хочется с ними работать”. И когда они все-таки предложили мне роль, это был настоящий подарок.

И, знаете, я не сказал бы, что их вселенная представляет собой что-то особенное. Если пересказывать их сюжеты — они выглядят логичными, смешными, грустными — какими угодно, но не странными, не необычными, не сложными. Но когда все составляющие складываются и они встают на режиссерское место, все меняется. Коротко говоря, когда начинается работа, это больше похоже на армию: они работают очень быстро.

— То есть работа с ними оправдала ваши ожидания?

— Оказалась даже лучше, чем я думал. Я работал с прекрасными, талантливыми режиссерами — с Алехандро Аменабаром, Милошем Форманом, Джулианом Шнабелем, с братьями Коэн, — и я сделал один вывод: чем известней режиссер, тем проще с ним работать. Это шокирует поначалу, но оказывается, что все звездные режиссеры — абсолютно нормальные парни, и работать с ними одно удовольствие.

— То есть вы встречались с противоположной ситуацией?

— Да, была пара случаев, когда человек мнит себя чем-то большим, чем он есть на самом деле. Бывают режиссеры, которым непременно нужно страдать во время работы. Они не могут без этого. Работа с Коэнами — полная противоположность. Это весело, легко и приятно. И ты можешь играть настоящее зло, потому что знаешь, что люди по ту сторону камеры защищают тебя, им действительно не все равно, что происходит с тобой. Мы шутим, смеемся, по команде “мотор!” я вхожу в кадр, делаю свою работу и выхожу без всякого ущерба для своей психики.

— Как вы выходите из шкуры своих героев?

— Я уже семнадцать лет работаю с одним учителем актерского мастерства. И он мне повторяет: каждая роль ложится на тебя тонким слоем, и, закончив съемки, ты должен избавляться от этого. Каждый день, приходя в отель после съемочного дня, я делаю всякие глупости — валяюсь на полу, ору, машу руками и ногами, швыряюсь подушками. Можно сказать, что выпускаю из себя энергию другого парня, которого только что сыграл. Потому что в противном случае он останется с тобой и будет потихоньку занимать твое место.

— Многие актеры рассказывают, что им помогает музыка. Это правда?

— Правда. Я слушал “Металлику”, я большой фанат такой музыки.

“Главное было — избавиться от акцента”

— А у вас не было чувства, что вы занимаете место коэновского актера — например, Стива Бушеми?

— Нет. Мы нашли хороший ответ на этот вопрос. Есть истории, которые они пишут сами, заранее зная, кто сыграет роли, и сыграют их “свои” актеры. В данном случае — это адаптация романа Маккарти, так что они были свободны в выборе актеров. Потому что Чигур в книге не принадлежит ни к одному миру, ни к одной национальности, ни к одной стране. Он ниоткуда. Нужен был кто-то не из Америки, кто-то, кто не вписывается в привычный американский пейзаж. Ну и, наконец, мне кажется, им нужно было оглянуться, отойти в сторону, чтобы начать сначала.

— Но теперь-то вы можете сказать, что вы стали частью их вселенной?

— Я очень хотел бы этого. Тогда моя карьера точно пойдет вверх. (Смеется.)

— Почему бы и нет: вы прекрасно говорите по-английски, у вас совершенно нет испанского акцента…

— Мой акцент был моей главной задачей. Действие происходит в Техасе. Люди там говорят с весьма заметным техасским акцентом. Да, я иностранец, но у меня не должно было быть испанского акцента, потому что в истории за Чигуром по пятам идут мексиканцы, и тогда зрители могли бы подумать, что я что-то украл у них, а это неверно. Антон Чигур — ниоткуда. И избавиться от акцента было нашей — моей и Коэнов — главной задачей. Чтобы не оставлять никаких следов.

Что касается дальнейшей работы — не знаю. Точно могу сказать, что я не ленив, но работать на другом языке непросто.

— Вы всегда хотели стать актером?

— Даже наоборот. Вся моя семья работала или в кино, или в театре, и я все это видел ежедневно и думал: “Нет, я не хочу такой жизни для себя”. 80% актеров остаются без работы. И я видел это. В актерской профессии много опасностей. Если ты востребованный актер, то рано или поздно приходит признание зрителей — и тогда человек может сильно измениться. Он забывает, кто он есть, он уже не может отличить золото от дерьма. А быть самим собой, крепко держаться за себя может далеко не каждый.

Поэтому пять лет я изучал живопись. Потом работал, но когда сыграл первую роль и получил гонорар — подумал: “Неплохие деньги!”. Мама пыталась меня отговорить поначалу, но я очень быстро понял, что моя работа должна быть данью уважения к моей фамилии, и я не могу работать абы как, я должен работать много и делать свою работу максимально хорошо.

— Вы рисуете до сих пор?

— Дурацкие рисунки. Комиксы.

“Смотрю в монитор: моя задница неплохо выглядит”

— Антон Чигур — персонифицированное выражение зла коэновского мира; что для вас является воплощением зла?

— Пожалуй, то же самое. Насилие. Насилие без контроля, без цели, без конца. Но у Антона Чигура была причина для насилия, в истории есть логика, и нельзя сказать, что его насилие бесконтрольно. Мне в этом смысле нравится философия персонажа, которого сыграл Томми Ли Джонс, — о том, что мир изменился, и в нем стало больше насилия. Да, мир изменился, и как европейский актер я не могу не видеть того, что в американских фильмах обязательно кого-нибудь убивают. А если не убивают — то фильм не удался.

Вообще, насилие и секс — в человеческой натуре. Америка выбрала насилие, Европа — секс. На съемках была история. Вы помните сцену, где Антон, сидя на унитазе в номере мотеля, совершенно голый, зашивает рану на ноге? Между дублями я встал размяться, ассистенты сразу стали прикрывать меня халатом, я сбросил его, начал прохаживаться по площадке. Смотрю: группа прикрывает глаза. Смотрю в монитор: моя задница неплохо выглядит (все это он показывает, вскочив со стула). Ну, хорошо, возможно, у меня не самая совершенная задница на свете. Но группа отводила глаза. Зато когда в другой сцене я убил трех мексиканцев, было море крови, группа аплодировала! Вот вам разница.

— Вы учились стрелять?

— Да, у меня был учитель. Он дал мне в руки пистолет и предложил прицелиться. Я (показывает, как дрожащими руками, зажмурившись, целится) прицелился, и он спросил меня с легким презрением: “И что, ты будешь играть Сугара?..” Позже, на площадке, мне дали пистолет, и большинство присутствующих знали, что это за оружие, какого калибра — плохое оно или хорошее. Это культура.

— Из всех кровавых убийств не показано лишь одно — убийство девушки. Режиссеры ее пожалели?

—Обожаю эту сцену. Нет, я не думаю, что пожалели. Мне вообще кажется, что это самая жестокая сцена в фильме.

— В финале Антон спокойно уходит — он заплатит за все свои злодеяния?

— Нет, и в книге это совершенно точно сказано. Он — судьба. Он — раздел между жизнью и смертью.

Ролик из фильма: 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру