Весна по имени Башмет

Фестиваль в Ярославле завершился серьезной премьерой

Фестивалей много, Башмет один. И где б ни появился маэстро – везде праздник: он основал, уж ставший региональным брендом, фестиваль в Сочи, а теперь затеял нечто подобное в Ярославле – как раз в канун 1000-летнего юбилея города. И броских афиш не надо: в зале местной филармонии на все концерты форума дополнительные стулья некуда было ставить… Красивая финальная точка: перед отъездом Башмет дает мировую премьеру Концерта для альта и оркестра своего друга – замечательного американского композитора Игоря Райхельсона.

Много ли премьер играется в Москве? Да по пальцам… Новой музыки не слышим. Кому-то заказывать, из кожи вон лезть – учить, еще «авторские» платить, – кому все это надо? Башмет же взял за традицию: как фестиваль – играет премьеру. Спорная, гениальная ли музыка – не суть. Но она должна звучать. А все оценки – потом. Тем более, ему самому интересно: уж весь классический альтовый репертуар переиграл, надо ж что-то новенькое…

40 минут пролетели как одна секунда. Многогранный, сложный альтовый концерт играли с надрывом, остро; легкое смещение в джазовую стилистику (при многослойной партии ударных) просто вводило в замешательство разнообразием музыкальных идей. Публика трижды вызывала на поклон Башмета и Райхельсона. Кстати, перед этим, на мастер-классе в музыкальной школе, Юрий Абрамович рассказывал, как и ему не раз «приходила» музыка.

– Она как бы снилась. Но вот встанешь – и через час всё забывается напрочь, впрочем, однажды постарался мысленно зафиксировать это состояние, наиграл на рояле, – Башмет даже подошел к инструменту под ликование студентов, – и вот осмысливаю свой «шедевр», выстраданный, интимный, но где-то что-то подобное уже слышал. А вспомнить никак не могу. Однажды ночью взял и наиграл эту музыку Ростроповичу. Тот почесал лысину и сказал: «Старик, поздравляю! Ты сочинил «Реквием» Моцарта».

Башмет сыграл на фортепиано эту же мелодию с иными акцентами: «Лак-ри-мо-за…», всё уж написано…

– А как вы относитесь к тому, – это вопрос из зала, – что большие уважаемые музыканты часто принимают участия в разных сомнительных шоу, играют на фуршетах, презентациях, – это дозволяется носителям серьезной музыки?

– Знаете, я застал то время, когда Леонид Коган, прославленный скрипач играл на сборных концертах, посвященных там Дню милиции, еще чему-то. До него мог петь молодой Кобзон, а потом и сам Коган исполнял что-нибудь из Сарасате. Ну как можно жить в обществе, и позиционировать себя выше этого общества? Другое дело, что когда приглашают в Кремль, я всегда задаю вопрос: «Это концерт и потом банкет, или это концерт во время банкета?». И если музыкант играет, а тут «звучат» вилки-ножи да бокалы, – от таких предложений отказываюсь. Кстати, на мой отказ мне ответили, что «мое мнение понимают и уважают». И пригласили туда в качестве гостя. И вот я ужинал и выпивал рядом со знаменитыми космонавтами, артистами, членами правительства, а на сцене тут же выступали мои коллеги. И мне было неловко. Тут все зависит от позиции. И осуждать это я никогда не буду. Бывают разные ситуации.

Но в Ярославле, по счастью, никто бокалами не бряцал. Не до жиру. Часто ли Рыбинск или Гаврилов-Ям (города, «окученные» фестивалем) видят артистов такого ранга как первоклассная скрипачка Алена Баева, пианистка Ксения Башмет, виолончелисты Александр Бузлов и Алексей Найденов? А они играли там сложную программу из Брамса, Бетховена, Вебера, Моцарта, Чайковского. И надо было видеть лица людей, выходящих из зала… 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру