Водяной щит Кремля

Об этих эпизодах грандиозной битвы за Москву практически не упоминается в многочисленных книгах и фильмах

Лишь благодаря случайности ваш корреспондент узнал первые подробности о необычной оборонительной тактике, примененной против наступающих немецких войск: оказывается, кое-где на пути частей вермахта, наступавших на столицу СССР, создавали искусственные водные преграды. С этого и началось мое журналистское расследование той давней военной эпопеи.

Об этих эпизодах грандиозной битвы за Москву практически не упоминается в многочисленных книгах и фильмах

Сестру надо запереть!

Одной из водяных ловушек для немцев стало Московское море — Иваньковское водохранилище на Волге, в Дубне. Во второй половине ноября части группы армий «Центр», взяв Калинин, продолжали теснить немногочисленные советские войска. Немецкие моторизованные подразделения вышли к берегу огромного рукотворного водоема. За ним открывалась прямая дорога на Рогачево, Дмитров, Клин. Казалось, что фашистский план охвата Москвы с севера вот-вот будет реализован. Однако нашелся способ помешать врагу.

Судя по скупой информации, которую удалось отыскать в одной из старых газет, автором необычной идеи (одобренной затем на заседании ГКО) был главный инженер канала Москва—Волга Александр Румянцев. Все просто и надежно: сбросить часть воды, подняв щиты на плотине Иваньковской ГЭС. Тогда лед, уже сковавший поверхность водохранилища (морозы стояли под 30 градусов!), окажется как бы «подвешенным» над понизившимся уровнем воды в Московском море и наверняка не выдержит тяжести военной техники, пытающейся форсировать замерзшую акваторию.

Самой операцией по указаниям от командования Калининского фронта руководил начальник ГЭС. В результате произведенного форсированного сброса воды за непродолжительное время водохранилище обмелело почти на два метра.

Описания дальнейших событий, почерпнутые из разных источников, отличаются друг от друга. Самая оптимистичная (но и наименее вероятная) версия: когда немецкие бронетранспортеры начали переправу на другой берег, под ними вдруг провалился лед; на дно ушло несколько боевых машин, десятки солдат... В не столь «победоносном» варианте изложения событий лед на водохранилище начал проседать и ломаться «сам собой», и фашисты, увидев это, вынуждены были отправиться в дальний обход.

Несколькими днями позже с одобрения ГКО был реализован еще один «гидротехнический маневр», который предложили специалисты, работавшие на канале Москва—Волга (среди них упоминаются, по разным данным, А.Румянцев, Д.Агафонов, А.Ярустовский, В.Жданов). На сей раз речь шла об искусственном затоплении поймы рек Сестры и Яхромы, чтобы остановить немецкие войска, надвигавшиеся с запада, со стороны Рогачева, на Дмитров. Детальный план операции был разработан совместно с Инженерным управлением Западного фронта и утвержден командующим Г.Жуковым.

Без знаменитой русской смекалки устроить подобный «фокус» не получилось бы, но наши спецы быстро сообразили, что надо делать. В районе нынешней железнодорожной станции Карманово река Сестра протекает прямо под насыпью канала, по специальным водопропускным тоннелям. Эти тоннели «захлопнули» с восточной стороны металлическими щитами (их пришлось в авральном порядке варить тут же, на месте, и крепить, используя имеющиеся на водопропуске конструкции для проведения ремонтных работ). В результате «запертая» Сестра потекла вспять.

Скромный паводок

Кроме того, для усиления эффективности внеочередного паводка решено было открыть два аварийных водосброса на канале, чтобы через них спускать воду этой «рукотворной реки» в саму Сестру и в ее приток Яхрому.

— По плану, разработанному Александром Румянцевым, диспетчер Яхромского шлюза Тельпуховский, едва увидев утром 28 ноября колонну немецких танков и мотопехоты, приближающуюся со стороны Андреевской горы, приказал открыть водосброс, — рассказала сотрудник Музея-заповедника «Дмитровский кремль» Наталья Табунова. — Однако в самый ответственный момент отключилось электроснабжение. Рабочим Расторгуеву и Вислогузову пришлось вручную, при помощи лебедки поднимать сперва один тяжелый сегментный затвор, а потом — уже под грохот пулеметных очередей немецких мотоциклистов — и второй. Вода из канала хлынула в Яхрому, ломая речной лед. Этот искусственный паводок оказался даже более мощным, чем настоящий весенний. Городской район Заречье, расположенный в пойме, оказался частично подтоплен. А самое главное — разлившаяся Яхрома не пустила германскую тяжелую боевую технику и мотопехоту к западному берегу канала в районе Дмитрова. В донесении разведки немецкой 14-й моторизованной дивизии, отправленном в первой половине дня 29 ноября из района села Кончинино, упоминается «вызванное, по-видимому, посредством взрыва плотин или шлюзов наводнение, которое быстро расширяется к западу и значительно увеличивается».

Благодаря двум открытым водосбросам канал на протяженном участке севернее Яхромы и Дмитрова опустел, в его русле осталась лишь корка льда. И этот обледенелый «ров» оказался непреодолимым препятствием для германской техники.

— Доводилось читать впечатляющие описания искусственного наводнения, созданного на пути немцев в районе Дмитрова. Якобы вода разлилась на десятки километров, и даже барашки пенные на волнах этого «моря» белели! В действительности все было не так, — уточнил дмитровский краевед Василий Карасев. — Из документальных источников известно, что у места, где ее перекрыли, Сестра поднялась на 6 метров (выше по течению величина подъема воды постепенно уменьшалась). Но нужно учитывать: этот отсчет сделан от уровня поверхности реки, так что простейший анализ рельефа местности в тех местах показывает, что рукотворный паводок внешне выглядел достаточно скромно. Вот, например, выдержка из немецкого донесения, датированного 1 декабря: «Яхрома и Сестра частично вышли из берегов. Яхрома при Усть-Пристани (название села. — Ред.) около 15 м ширины и 2–4 м глубины... Между Усть-Пристанью и поселком Прожектор река лишь частично покрыта льдом, зона наводнения около 100 м в ширину...» Получается картина, соответствующая нормальному, среднему по интенсивности весеннему паводку на территориях, примыкающих к западному берегу канала в районе Дмитрова. Хотя, конечно, даже в таком виде Сестра и Яхрома стали серьезной помехой на пути наступающего врага.

Половодье продлилось несколько дней. Его поддерживали, сбрасывая в Яхрому запасы соседнего Яхромского водохранилища, и даже использовали ресурсы других, более удаленных водохранилищ на канале (для этого пришлось переключить мощные насосы шлюзов на режим перекачки воды в обратном направлении). Судя по всему, уже к 4 декабря «водяная» оборона на рубежах под Дмитровом завершилась.

Пришло наконец время успешного контрнаступления Красной Армии…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру