Симметрия междугороднего масштаба

Вокзал в Клину — один из старейших памятников железнодорожной архитектуры во всей России

Но мало кто из жителей столичного региона знает, что это еще и едва ли не самый «возрастной» образец отечественного типового строительства, сохранившийся до сегодняшних дней.

Вокзал в Клину — один из старейших памятников железнодорожной архитектуры во всей России

Полтора столетия назад у наших прапрадедушек была популярна загадка: что общего между Москвой и Петербургом?

Правильный ответ: вокзалы Петербург-Московской железной дороги.

Эта магистраль связала две российские столицы при императоре Николае Первом, который прославился своей любовью к симметрии, единообразию и устроению по ранжиру. Такого упорядочения государь стремился достичь буквально во всем — в том числе и во внешнем облике первой в России железнодорожной магистрали, построенной между Санкт-Петербургом и Москвой. Выполняя пожелания Его Величества, архитекторы во главе со знаменитым Константином Тоном разработали для новой рельсовой дороги типовые проекты вокзальных зданий для станций нескольких классов и расставили их в строгой последовательности — словно фигуры на шахматной доске — вдоль трассы «чугунки».

Конечные пункты в Москве и Петербурге украсили абсолютно одинаковыми зданиями вокзалов. Всю 700-километровую магистраль, проложенную между ними, поделили на четыре участка станциями-близняшками 1-го класса, построенными в Твери, Бологом и Малой Вишере. В свою очередь каждый такой участок имел посередине станцию 2-го класса — в Клину, Спирове, Окуловке и Любани. Перегоны между станциями 1-го и 2-го классов дробились на еще более мелкие отрезки пути станциями 3-го класса (их было построено 8 штук). И наконец, образовавшиеся кусочки железнодорожной трассы были дополнительно располовинены шестнадцатью станциями 4-го класса (в числе которых оказались расположенные на территории Московской области станции Подсолнечная и Химки).

Если схематично изобразить эту цепочку вокзальных зданий, получается действительно идеально правильная картинка. Хотя в жертву абсолютной симметрии строители Николаевской дороги вынуждены были принести соображения элементарного здравого смысла. Скажем, в селах Спирове и Окуловке поставили внушительные станции 2-го класса, зато губернский город Вышний Волочек, оказавшийся «не на том месте», получил только скромное вокзальное здание станции 3-го класса.

Впоследствии некоторые из тех тоновских построек были реконструированы, заменены новыми зданиями, так что столь любезная сердцу государя Николая Первого симметрия на Петербург-Московской — ныне Октябрьской железной дороге сильно нарушилась, а жители окрестных мест просто забыли о том, что она когда-то существовала.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру