Приземленная правда Юрия Гагарина

Крестьяне из деревни, где он приземлился, выращивают на огородах “Улыбку космонавта”

Сорок лет назад, 27 марта 1968 года, погиб Юрий Гагарин.

Траурные мероприятия пройдут в Звездном городке. Помянут первого космонавта и в двух селах — Узморье и Смеловка. 12 апреля 1961 года, в то время когда ТАСС сообщал, что первый космонавт еще только включает над Африкой тормозную двигательную установку, жители упомянутых деревень уже встречали первопроходца на вспаханном поле. Механизаторы, прибывшие на место приземления, приняли Гагарина за шпиона и едва не избили. А до прибытия поисково-спасательного отряда кабину “Востока” сельчане успели изрядно общипать. “Сувениры”, утащенные с “шарика”, отбирали у местных жителей работники КГБ с кинологами и собаками.

Правду о приземлении первого космонавта и его последующем приезде в Узморье узнал спецкор “МК”.

О полете Гагарина 12 апреля 1961 года решили объявить лишь после того, как было получено подтверждение, что корабль вышел на орбиту и космонавт жив. Сообщение о запуске было дано с задержкой, на полтора часа сдвинулось и объявление о приземлении в “заданном районе”. Место, где приземлился Гагарин, на полтора месяца засекретили.

Жители Узморья и Смеловки, читая сообщения в прессе, удивленно пожимали плечами. Ни в одном из них не было сказано, что первый космонавт планеты катапультировался и приземлился на парашюте.

Высокие чины в погонах желали зарегистрировать в ФАИ мировые рекорды дальности и высоты полета, а непременным условием были взлет и приземление в одном и том же аппарате. На пресс-конференции Гагарину было дано указание “сверху” говорить, что он приземлился в кабине космического корабля…

Жители поволжской глубинки до сих пор прекрасно помнят тот день — 12 апреля 1961 года.

— Мы жили на Пролетарской улице, на самом краю села. Весна была в тот год ранняя. 12 апреля было 18 градусов тепла. Я с утра была дома, распахнула окна, — рассказывает преподаватель школы Таисия Якушева. — Вдруг раздался взрыв. Я глянула на небо: ни облачка, на грозу не похоже! Потом вижу в небе несколько парашютов.

— Под огромным куполом опускался металлический шар, он грохнулся, подняв кучу пыли, — подтверждает старожил села Наталья Свереденко.

По воспоминаниям деревенских жителей, фигуру в оранжевом комбинезоне несли к земле два парашюта: белый и розовый. Космонавт выбросил основной и запасной парашюты. Его стало сносить ветром на южную окраину села.

Заметили парашюты с необычными объектами и механизаторы первой бригады колхоза имени Шевченко, что работали в поле. Колхозники были уверены, что к ним на землю опускается лазутчик. На слуху было громкое дело с американским шпионом Пауэрсом, который нарушил границу и был сбит советской ракетой.

“Пришельца” решили брать при приземлении. Шестеро узморских мужиков, бывших фронтовиков, вооружились ломами, гаечными ключами и кольями. Стали просить шофера Павла Мищенко подкинуть их к балке, тот заупрямился, струсил: “Некогда мне, сеять надо”. Тогда вооруженный отряд припустил рысцой по полю. Следя за фигурой, закованной в ярко-оранжевый кокон, бригадные переговаривались: “Надел на себя, вражина, бронированный костюм”. Когда ветер отнес фигуру на парашюте в балку, колхозники сорвались на бег. Шпион мог скрыться в лесу…

А Гагарин, подтянув стропы парашюта, чтобы не угодить в Волгу, приземлился около одиноко стоящего дома на краю поля. На огороде жена лесничего Анна Акимовна с шестилетней внучкой Ритой сажали картошку.

Подняв голову, женщина увидела, как прямо на них, тяжело ступая, надвигается чудо-юдо в ярко-оранжевом комбинезоне, в шлеме, большеголовый и сутулый, словно медведь, вставший на задние лапы... Только Анна, подхватив ребенка, собралась бежать, как услышала: “Мамаша, куда вы бежите?! Не бойтесь, я свой!”

Когда незнакомец спросил про транспорт, жена лесничего, чтобы поскорее избавиться от незваного гостя, показала на лошадь с телегой, стоящую у крыльца. И тут на откосе показались узморские мужики. “Вражина” повел себя странно, распахнул объятия и кинулся навстречу, при этом на чистом русском языке крикнул: “Здравствуйте, ребята! Я космонавт Гагарин”.

Колхозники опешили. По радиоприемнику действительно передали, что в космосе находится первый советский космонавт — летит над Африкой. Как он через 15 минут мог оказаться на саратовской земле? “Пришелец” протянул руку учетчику Ивану Руденко, но тот отвечать на рукопожатие не спешил. Механизаторы продолжали сжимать в руках колья и монтировки.

Гагарину пришлось выдержать допрос с пристрастием, прежде чем колхозники поверили, что он и есть тот самый космонавт.

Иван Руденко, Василий Казаченко и Яков Лысенко стали в шесть рук помогать стаскивать с Юрия Гагарина скафандр. И вдруг увидели военную машину, что катила по оврагу, разбрызгивая грязь. Едва грузовик притормозил, из кабины выскочил офицер. Это был майор Ахмед Гасиев из расположенного рядом с селом Подгорное зенитно-ракетного дивизиона. Накануне старта все военные округа были предупреждены о возможности приземления космонавта на их территории.

Гагарин стоял в голубом матерчатом комбинезоне, волосы влажные. Гасиев подумал: просквозит весенний ветерок космонавта. Недолго думая, майор снял с себя фуражку и нахлобучил ее на голову Гагарина.
Сержанта Ершова оставили на поле охранять скафандр, а Юрий с Ахмедом помчались на тягаче в воинскую часть, звонить в Москву.

“Из парашюта сшили мешки и сумки”

Обугленный спускаемый аппарат “Востока” опустился на гребень крутого откоса. Первым заметил “шарик” колхозный механик Анатолий Мишанин. Он ехал на мотоцикле по краю поля и притормозил у диковинного двухметрового металлического шара.

— Анатолий Семенович считался у нас в селе мужиком бесшабашным, — рассказывает Наталья Свереденко. — Потом всем рассказывал, что притронулся к капсуле, а обшивка у нее еще горячая, внутри жужжал вентилятор. Люк кабины был открыт. Анатолий залез внутрь, увидел пульт управления — миниатюрный — со спортивный чемоданчик. Все было чудно: на окнах светофильтры, кругом таблички, кнопочки, рукоятки. Особенно поразил Анатолия небольшой глобус и космическая еда в тюбиках, напоминающая зубную пасту.

Подбежавшим сельчанам Мишанин стал раздавать аварийный запас питания: тубы с утиной печенью, мясным пюре, малиновый кисель. Запакованные в фольгу кубики хлеба напоминали шоколадные конфеты. Каждый из деревенских жителей старался оторвать от спускаемого аппарата кусок фольги или поролоновой обшивки: авось пригодится в хозяйстве.

— Выскочивший из вертолета майор увидел расположившегося в капсуле Мишанина и давай его ругать: “Куда, дурень, залез? А если бы аппарат взорвался?” — рассказывает Наталья Свереденко. — Анатолий начал оправдываться: “Пять лет воевал. Ни одна пуля не взяла, везучий я”.

Военные оцепили капсулу импровизированной оградой: деревянными колышками и шнуром. Прилетевшие следом специалисты сняли показания приборов, отключили питание, зафиксировали положение рукояток и тумблеров.

Подобрав один из ломов, что приволокли местные жители для разборки аппарата, военные выбили на нем зубилом историческую дату и заколотили в лунку рядом с “Востоком”.

— На следующий день прилетел “Ми-6” с люком и специальной лебедкой для зачаливания груза, — рассказывает Якушева. — “Восток” подцепили тросом и потащили в сторону Энгельса.

Прибывшие в район приземления работники КГБ принялись изымать у местного населения детали космического корабля. На подмогу специалистам прислали из Саратова кинологов с собаками. Захваченные с “Востока” “сувениры” колхозники отдавали со слезами на глазах.

— Надо было видеть лицо Виктора Карги, когда у него забирали спрятанную в сарае надувную резиновую лодку, выданную Гагарину в полет на случай приводнения, — рассказывает Наталья Свереденко. — Виктор работал в поле и упавшую с неба лодку воспринял как божий дар.

“Космическую” рацию нашли у пастуха в соседней деревне. Парашюты отнесло ветром к селу Смеловка. Купола местные жители порезали на куски и поделили по-братски.

Кто оставил шелк у себя в доме — пришлось отдать кагэбэшникам, кто догадался отнести до лучших времен заначку в лес, сшил потом из парашюта прочнейшие мешки и сумки всей родне.

На этом “космическая одиссея” узморцев не закончилась. Довелось сельчанам встречать Юрия Гагарина еще раз. Хлебом-солью.

“Гагарина сделали колхозником”

В январе 1965 года первый космонавт приехал на юбилей Саратовского индустриального техникума, где учился. После торжественной церемонии решил побывать на месте своего приземления, в окрестностях сел Узморье и Смеловка.

— Из райкома партии позвонили: ждите высоких гостей! — рассказывает Любовь Кушнаренко. — Начали ломать голову: где достать дефицитные продукты для торжественного обеда? В город ушла машина за спецзаказом.

К встрече Гагарина готовился и педагогический коллектив узморской школы. По сложившейся традиции, космонавта решили принять в почетные пионеры. Кинулись искать новенький галстук, а в ближайших магазинах — только ситцевые галстуки, высокому же гостю нужно было повязать непременно шелковый.

— Поехали в районный магазин, а он на замке, — рассказывает педагог Таисия Якушева. — Продавщица лежит дома с гриппом. Мы кинулись к ней: шутка ли — самого Юрия Гагарина встречаем. Что делать, встала с кровати, надела тулуп и пошла в магазин. Заветный галстук был куплен!

За день до приезда гостя выяснилось, что он едет не один, а с женой. Для Валентины Гагариной в срочном порядке нужно было найти цветы.

— А где их взять в глухой деревне в начале января? — вопрошает Таисия Ивановна. — Кто-то вспомнил, что на дальней заимке живет чудак — биолог Иван Солодкий, что весь огород заставил теплицами. Кинулись к нему через лес на лыжах. Ученый тут же срезал в оранжерее оранжевые лилии, не пожалел и листьев пальм, что росли у него в горшках. Букет получился — загляденье! Упаковали его в три слоя бумаги, укутали в ватин, и в темноте мы покатили на лыжах в село.

А утром узморцы встречали высокого гостя. Гагарин с женой прикатил из Саратова со свитой из партработников на четырех легковушках. Вперед толпы выставили учетчика Ивана Руденко, того самого, который едва не огрел монтировкой космонавта номер один 4 года назад. Теперь Иван Кузьмич радушно жал первому космонавту руку.

Деревенские бабы, одетые в ватники, во все глаза разглядывали жену Гагарина — Валентину, на которой была редкой красоты каракулевая шубка и изящная шапочка в тон.

В небольшой деревянный клуб попали немногие. Пионеры повязали Гагарину красный галстук, а передовики на общем собрании приняли Юрия Алексеевича в почетные члены колхоза имени Тараса Шевченко и выдали ему трудовую книжку №805.

Торжественный обед устроили в доме председателя колхоза.

Столы ломились от изобилия. Где достали шикарный балык, копченую колбасу и апельсины — для колхозников до сих пор загадка.

— Гагарин поблагодарил хозяев за радушие и попросил… рассыпчатой деревенской картошки и бочковых соленых огурцов, — вспоминает Любовь Кушнаренко. — Одни из нас кинулись чистить картошку, другие побежали в погреба доставать соленые огурцы. Собрали по деревне на пробу мисок шесть, выбрали мои огурчики — соленья у меня в тот год получились на славу!

Когда застолье было в самом разгаре, председатель дал знак, и семилетняя дочка учительницы Таисии Якушевой преподнесла жене Гагарина цветы. Валентина растрогалась, прижала девочку к себе и призналась, что страшно соскучилась по своим дочкам — Гале и Лене.

За столом много смеялись и шутили. Юрий все время обращался к сидящей рядом Анне Тахтаровой, что первая встретила космонавта на поле. Гость приготовил для нее и внучки Риты подарки. Для девочки передал кожаный портфель, а самой Анне вручил кофточку.

К удивлению присутствующих, Анна Акимовна сидела хмурая, в застолье участия не принимала. Татарка по национальности, она была очень набожная, а визит Гагарина совпал с религиозным праздником. Тахтарова все время повторяла: “Отвезите меня домой!” А потом и вовсе расплакалась. Для неграмотной забитой женщины, прожившей всю жизнь на заимке, всеобщее внимание обернулось страшным стрессом.

Ответственные партработники поспешили спровадить Анну Акимовну из-за стола, где звучали тосты за небо, за советских людей, за покорителей космоса! Гагарин признался, что мечтает слетать на Луну.

Когда вышли на улицу, космонавт без труда нашел на небе созвездие Ориона, Лебедя и Кассиопею. Сельчане запомнили, как Юрий вспоминал добрым словом опытного штурмана, который научил его ориентироваться по звездам.

Гостил в Узморье космонавт недолго. Уехав в Москву, он продолжал числиться в местном колхозе. Ежемесячно в ведомости против его фамилии бухгалтер выводила трудодни, которые отрабатывали за космонавта колхозники. Стоит ли говорить, что космический первопроходец ходил в передовиках!

“Я 625-й, иду на рубеж”

Но Юрию Гагарину, как Валерию Чкалову, как Григорию Бахчиванджи — испытателю первого реактивного самолета, — не суждено было отметить свое тридцатипятилетие.

Первый космонавт погиб 27 марта 1968 года вместе с инструктором Серегиным во время тренировочного полета на “МиГ-15”.

Мама Гагарина, Анна Тимофеевна, приезжавшая позже в Узморье, рассказывала сельчанам, что в тот роковой день Юрий, выйдя из дома, забыл пропуск на аэродром. Несмотря на плохую примету, не желая создавать неудобства часовому, вернулся за удостоверением. А позже, позавтракав в столовой, космонавт оставил на столе талоны на обед. Официантка Настя догнала Юрия Алексеевича, отдала карточки.

…Следующим утром один из талончиков, где стоял штамп “Гагарин Ю.А.”, нашли в снегу на месте катастрофы. Позже, в нескольких десятках метров от обломков самолета, обнаружили разорванную куртку Юрия Гагарина, где в кармане лежала фотография Сергея Королева.

Экипаж, выполнив задание, возвращался на базу. Юрий доложил: “Я 625-й, иду на рубеж”. А через пятьдесят пять секунд “МиГ” вошел в землю...

О причинах гибели Гагарина и Серегина спорят до сих пор.

В акте госкомиссии осталась запись: отказ техники. Только эти скупые факты и смогла сообщить Анна Тимофеевна Гагарина сельчанам, приезжавшая в cело в последний раз в июне 1981 года.

— Мы сидели, готовили окрошку и укоряли руководство Звездного городка, что не уберегли Юрия Гагарина, разрешили ему летать, — говорит Любовь Кушнаренко. — Анна Тимофеевна нас не поддержала. Гостья вспомнила, как Юрий не раз повторял: “Я не хочу быть экспонатом”. Он был заместителем начальника Центра по летно-космической подготовке. По авиационной традиции нелетающее начальство летчики не уважали.

Маме первого космонавта деревенские женщины все время пытались всучить на руки своих детей и внучат, чтобы сделать фотографию на память. А сил у старушки на это уже не было.

— У Анны Тимофеевны была сильная одышка, — продолжает вспоминать Любовь Павловна. — Помню, я обняла ее, поцеловала и ощутила озноб во всем ее теле. Как-то очень обыденно она заметила: “Жить мне осталась недолго, вы не горюйте, берегите память о Юре”. Через три года ее не стало.

Гагаринское поле

На саратовской земле помнят о первом космонавте. В селе Узморье имя Гагарина носят школа, музей, совхоз, оросительная система. Бабушки в палисадниках выращивают особый сорт гладиолусов “Улыбка Гагарина”.

Поле, прилегающее к деревне, называют Гагаринским. Как только стает снег, на нем появляются охотники за металлом. Четвертый десяток лет “старатели” пытаются отыскать знаменитый лом, что был вбит на месте приземления “Востока”. По слухам, российский отряд космонавтов учредил премию тому, кто откопает знаменитый “гагаринский” лом. Реликвия с высеченной датой “12.04.1961 г. 10 ч. 55 мин. моск. врем.”, как только “шарик” эвакуировали, исчезла: или была украдена, или затоптана тысячами ног.

Где точно упала часть “Востока”, доподлинно не знает теперь никто. Ни для кого из местных не секрет, что обелиск с космической ракетой установлен в стороне от места приземления и Гагарина, и капсулы. Архитекторы, прибыв на место, выбрали площадку, идеально подходящую по ландшафту, там и возвели памятник.

Высокие гости, посетив мемориальный комплекс, редко заезжают в “космическую” деревню Узморье, где у местных жителей до сих пор в красном углу, за образами, хранятся почерневшие металлические пластины и гайки, отломанные от “Востока”.

 

 

 

Сюжет:

Гагарин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру