В январе 2013 в России, как и в странах Европейского союза, наиболее заметный прирост цен отмечался на овощи, которые за месяц стали дороже, соответственно, на 10,9% (к январю прошлого года) и 3,3% (к декабрю). В то же время цены на фрукты у нас выросли на 3,1%, а в странах ЕС только на 0,3%.
Если сравнивать стоимость хлебобулочных изделий и круп - в России они увеличилась на 0,9%, в Евросоюзе - на 0,2%, масла и жиры - у нас на 0,6%, по ЕС уровень цен по отношению к предыдущему месяцу не изменился. Молочные изделия, сыры и яйца в России на указанный период подорожали на 0,5%, в странах, членах ЕС - только на 0,2%.
На 0,4% дороже в России стали рыба и морепродукты, а также сахар, джем, мед, шоколад и конфеты. В ЕС цены на эти группы продуктов питания увеличились, соответственно, на 1,2% и 0,4%.
Тем не менее, нужно понимать, что данные Евростата - это, как ни крути, "средняя температура по больнице". На фоне снижения потребительских цен на продукты питания в январе по сравнению с декабрем 2012 в Италии (на 2%), Бельгии, Испании, Греции, на Мальте и в Португалии (на 1,3-1,8%), а также в Нидерландах, Дании, Франции, Великобритании (0,1-0,9%), стоимость продовольствия за тот же период серьезно увеличивалась в Чехии (3%), Словении (2,3%), Словакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, на Кипре (1,6-2%).
В годовом исчислении наибольшая инфляция наблюдалась в Румынии (+5,1%), Эстонии (+3,7%), Нидерландах (+3,2%). Зато в кризисной Греции в годовом исчислении цены не изменились.
Из стран, не входящих в ЕС, высокая инфляция была зафиксирована в Белоруссии, где за январь цены выросли на 3%, а за год - аж на 23,1%. Также заметно выросли цены в Турции (на 1,8% и 7,4%, соответственно). На Украине, в Швейцарии и Японии дефляция за год составила 0,3-0,1%.
Интересно, что еженедельные данные Росстата свидетельствуют о замедлении темпов инфляции. Так за период с 26 февраля по 4 марта рост потребительских цен вернулся к уровню 0,1% после разгона до 0,2% неделей ранее.
В целом с начала года недельный рост цен стабильно колеблется в интервале 0,1-0,2% с периодичностью одной-двух недель. Исключение составили лишь новогодние каникулы, когда за 14 дней цены выросли на 0,4%.