Как убить прессу БАДами

ФАС намерена брать штрафы со СМИ за содержание рекламных объявлений

Общественная палата РФ решила защитить СМИ от экономического краха в результате принятия Госдумой изменений в закон «О рекламе» и ст. 14.3 КоАП. 14 мая эти поправки были одобрены в первом чтении. Если соответствующий законопроект пройдет и второе чтение, то вскоре пресса будет вынуждена оплачивать существенные штрафы за те рекламные объявления о биологически активных добавках (БАД), которые Федеральная антимонопольная служба (ФАС) сочтет недостоверными.

ФАС намерена брать штрафы со СМИ за содержание рекламных объявлений
Рисунок Алексея Меринова

Рекламный рынок БАДов весьма емкий. По данным ФАС — 21 млрд рублей в год. По оценке председателя Комиссии ОП по поддержке СМИ как основы гражданского общества, обеспечению свободы слова и доступа к информации, главного редактора «МК» Павла Гусева — 20–25% поступлений от всей рекламы в региональных СМИ. Для ряда же федеральных изданий — все 40%.

Поэтому какие-либо жесткие ограничения в этой области могут, как подчеркнул Гусев, привести если не к обрушению всего рекламного рынка, то к его серьезному нарушению. И что тогда? Уповать только на господдержку?

Тем не менее ФАС пробила законопроект, согласно которому за недобросовестную рекламу БАДов будут наказывать не столько рекламодателей и их производителей (их в ряде случаев невозможно найти, так как сплошь и рядом это фирмы-однодневки), сколько СМИ. И штрафы будут немалыми: для юридических лиц от 200 тыс. до 500 тыс. рублей. Для небольших региональных СМИ это смертельный приговор.

Конечно, пресса готова на все что угодно, лишь бы власти было удобнее и быстрее искать нарушителей. Например, в проекте заключения ОП по результатам общественной экспертизы законопроекта признается необходимость и общественная значимость правительственного предложения сопровождения любого рекламного предложения БАДов предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. Но остальные требования просто невыполнимы. Чтобы выявить «впечатление о том, что БАДы являются лекарственными средствами», редакциям придется нанимать для начала массу специалистов в области фармакологии.

Так что везде тупик. Что нарушишь закон — плати. Что попробуешь этого избежать — плати еще больше.

Правда, зам. главы ФАС Андрей Кашеваров предлагает СМИ обращаться в его службу за бесплатными консультациями по рекламе БАДов. Кстати, он также предупредил, если СМИ не станут контролировать достоверность рекламы БАДов, то ее могут, как в свое время рекламу алкоголя, табака и казино, вообще запретить.

Председатель Комитета Госдумы по информационной политике Алексей Митрофанов на это справедливо заметил, что ситуация в экономике СМИ складывается все тревожнее. Много выпадающих доходов. Сначала запретили рекламу алкоголя, потом табака. При этом Митрофанов сделал парадоксальный вывод: табачные ограничения — это плод лоббистской деятельности не противников табакокурения, а четырех крупнейших производителей. Сначала первые пять лет — безудержная реклама. Все на нее подсели. А потом всевозможные запреты, чтобы покупали только известные марки.

Как закончится эта дискуссия, пока неясно. Но обнадеживает, что член Комитета Госдумы по охране здоровья Александр Прокопьев в кулуарах признался, что СМИ здесь действительно ни при чем. Надо создавать среди производителей БАДов саморегулируемую организацию, которая и должна избавиться от фирм, предоставляющих недостоверную рекламу. Но, по его словам, в отрасли не более трех «вменяемых» организаций, готовых поддержать эту идею.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру