Китайцы подавились русским шоколадом

А россияне просто перестали его есть из-за отсутствия денег

09.10.2016 в 17:59, просмотров: 20855

Обнуление импортных пошлин на 3–5% на основные ингредиенты для производства шоколадных изделий (какао-пасту и какао-масло) заметно приободрило отечественных кондитеров этой весной. Отрасль тем самым освободили от финансовой нагрузки на сумму более 1 млрд рублей до конца 2017 года. Россия нарастила экспорт сладкого в Китай. Да и после жесткой экономии россиян потянуло на сладкое, спрос оживился. Центр исследований кондитерского рынка (ЦИКР) тогда констатировал с оптимизмом: «Кондитерская отрасль России прошла дно кризиса в марте текущего года, и с апреля отмечается восстановление ее многих ключевых показателей». Но по осени стало ясно, что сладкого экономического чуда у нас так и не случилось. Причин две — беднеющий российский народ покупает в магазинах прежде всего продукты жизненной необходимости, отказывая себе в шоколаде и прочих конфетных радостях. А богатеющий китайский народ просто объелся русским шоколадом.

Китайцы подавились русским шоколадом
фото: pixabay.com

И тем не менее кондитерская отрасль еще жива. Однако под давлением затянувшегося кризиса и переориентировки интересов потребителя в ней произошел ряд изменений. А вот каких? Разберемся вместе с исполнительным директором ЦИКР Елизаветой Никитиной.

Причины происходящего кроются в прошлом. Резкое падение рубля в конце 2014 — начале 2015 года и шоковый рост цен на кондитерскую продукцию на фоне обнищания россиян привел к существенному снижению наших трат на сладости. Потребители были вынуждены перейти на более доступное и менее подорожавшее. Напомним, что по итогам прошлого года шоколад подорожал в среднем по стране почти на 40%. Особо пострадал тогда «премиальный» сегмент, импорт резко сократился. Вполне логично. К чему нам чужое, когда на свое средств еле-еле хватает.

По словам эксперта, небольшое восстановление спроса на «кондитерку» весной этого года оказалось явлением временным. Несмотря на сокращение динамики роста цен в два раза (по сравнению с 2015-м), она все равно существенно опережает продовольственную инфляцию. А почему? Цены на какао-сырье остаются очень высокими. И это притом что импортные пошлины на бобы были обнулены еще в 2005 году, на масло и пасту — в конце февраля 2016-го.

Допустим, что шоколад сейчас — продукт не для всех. Однако если взглянуть на табличку, возникает вопрос. Почему за год так подорожала некогда демократичная карамель — почти на 17%? Ответ эксперта прост: «Это скорее инерция, так как сахар тоже дорожал в начале года, сейчас цены скорректировались». Ну да, совсем забыли, что сахар с января по середину августа подорожал на 9,5% и, соответственно, карамель — более чем на 8% (по данным Росстата).

И все-таки, вопреки всем негативным трендам, с начала октября «МК» заметил возросший интерес к сладкому. Во всяком случае, в столице. Все более популярными среди москвичей становятся частные кондитерские прилавки. И на то есть свои причины. Во-первых, товар там не залеживается, покупаешь наисвежайшее. Плюс не надо переплачивать за расфасовку в 250–300 г, так как есть возможность купить конфеты в развес. Персонал строго отслеживает изменения предпочтений покупателей и с учетом этого формирует заказ на поставки завтрашнего дня. Да и ассортимент не ограничивается лишь одной Москвой. На прилавке присутствует Питер (зефир, сушки, бублики), Пенза (мармеладные дольки, сухарики), Воронеж (пряники), к Курску также стали понемногу присматриваться. Из импорта осталась лишь одна позиция, чтобы и богатеньким угодить.

Как сообщили «МК» в одной такой торговой точке, после летнего затишья сейчас средний класс «поднасел» на шоколадные конфеты. Особым спросом пользуется продукция трех столичных кондитерских фабрик. Да и бабушки-пенсионерки не отстают, отдавая предпочтение мягким конфетам в шоколадной глазури подешевле (с разнообразными начинками) и карамелькам.

Независимый источник сообщил корреспонденту «МК», что закупочные цены на шоколадные конфеты в столице на днях снизились на 5%. Однако в рознице сладкая продукция дешеветь не собирается. Тем более в преддверии Нового года. Декабрь для кондитеров и ретейлеров — самый пиковый сезон, поэтому им необходим определенный «задел». Ведь истощенные предпраздничными тратами потребители в январе обязательно покажут резкий спад.

Эксперты кондитерского рынка ожидают, что к концу года спрос на сладости будет достаточно велик, так как на другие подарки к Новому году у россиян попросту денег не хватит.

Когда ваш избранник протянет вам под новогодней елкой в качестве подарка плитку шоколада вместо привычных «брюликов», поймите его правильно. Ведь на дворе по-прежнему бушует кризис.