Купить или не купить?

Ежегодный ущерб от безбилетников превышает 5 млрд рублей

11.12.2018 в 18:33, просмотров: 6012

За последние годы пригородные пассажирские компании (ППК) приложили немало усилий для решения вопроса с безбилетниками: от увеличения количества билетных касс и внедрения мобильных приложений до установки ограждений вокруг платформ и турникетов. Несмотря на это, тема безбилетного проезда для компаний-перевозчиков продолжает оставаться крайне актуальной.

Купить или не купить?

В России стремительно развиваются крупные городские агломерации, и все большее значение в этом процессе имеет эффективная транспортная связность между городом и пригородом. Это достигается за счет постепенной интеграции железнодорожных и автобусных пассажирских перевозок в городскую инфраструктуру. При этом пригородный железнодорожный транспорт явно выигрывает конкуренцию у автобусного сообщения в силу различных преимуществ: скорость, точность, комфорт, цифровые сервисы, безопасность, экологичность.

ППК прилагают значительные усилия для того, чтобы не только сохранить, но и увеличить пассажиропоток на железной дороге. На маршрутах появляется все больше современных электропоездов, отвечающих самым высоким стандартам, с точки зрения комфорта и безопасности пассажиров. Внедряются новые сервисы, в том числе цифровые.

Например, Центральная ППК на системной основе обновляет подвижной состав, понимая, что это важнейшая составляющая комфортной поездки пассажиров. Сегодня 20% от всех электропоездов, эксплуатируемых ЦППК – собственность компании.

Большая работа проводится и для решения вопроса безбилетников. Прежде всего, компания создает дополнительные возможности для приобретения билетов. ЦППК повсеместно устанавливает билетные автоматы, существенно увеличила количество касс на платформах и кассиров-контролеров в поездах, на ряде направлений билеты теперь можно купить в официальном мобильном приложении компании.

Тем не менее, несмотря на прилагаемые усилия, исправить ситуацию пока не удается. До сих пор значимая часть пассажиров не оплачивает свой билет вообще или платит за него частично, покупая билет от другой станции. По примерным оценкам ущерб от безбилетного проезда в год достигает порядка 5 млрд. рублей. Для сравнения: объем государственной поддержки пригородных железнодорожных перевозок составляет порядка 37 млрд. рублей в год.

Интересно, что с общечеловеческой точки зрения, «зайцы» занимаются воровством, но юридически они находятся вне зоны действия как административного, так и уголовного кодексов. «Несколько лет назад безбилетный проезд в пригородном поезде перестал быть административным правонарушением, а стал нарушением в рамках отношений между хозяйствующими субъектами, – сообщил председатель «Союза пассажиров» Кирилл Янков на круглом столе в Аналитическом центре при правительстве РФ, посвященном пригородным железнодорожным перевозкам. - Это ущербная юридическая конструкция, которая позволяет безбилетникам уходить от ответственности».

Участники круглого стола обратили внимание на то, что современные безбилетники демонстрируют целый набор качеств: ловкость (если нужно, они готовы перелезать через ограждения), юридическую грамотность («зайцы» отлично знают о своей безнаказанности) и изворотливость, когда деваться некуда и речь все же заходит об оплате проезда. А ведь по факту проезд безбилетников оплачивают добросовестные пассажиры. «Большое количество безбилетников серьезно влияют на скорость обновления подвижного состава, в том числе на создание комфортных условий для их же проезда», - констатирует председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Удивительно, но большинство «зайцев» задумываться об этом совершенно не хотят. Это яркий пример паразитической психологии, стремления жить за чужой счет. Видимо, только когда в российском обществе возникнет стойкая нетерпимость к «зайцам», мы сможем полностью искоренить это зло.

«Недобросовестные граждане находят новые лазейки, – констатировал и.о. директора департамента Минтранса России Александр Федорчук. – Например, берут билет не на всю поездку, или покупают билет у контролеров, указывая другую станцию отправления. Решить проблему можно, прежде всего, увеличением числа контролеров и ужесточением пропускной системы. Сочетание контроля и сервиса и в дальнейшем будет снижать число безбилетников».

Александр Федорчук напомнил, что ЦППК неоднократно предлагала восстановить административную ответственность за безбилетный проезд на железнодорожном транспорте, которая ранее была предусмотрена КоАП РФ, а также создать новый орган на федеральном уровне с полномочиями по выявлению и самостоятельному привлечению безбилетных граждан к этому виду ответственности.

Другим негативным фактором стало сокращение транспортной полиции. «Надо усиливать транспортную полицию и возвращать оперативное взаимодействие с ней, потому что только она может задержать гражданина, который отказывается показать паспорт, - отметил Кирилл Янков. - Контролеры такого права не имеют, они могут только попросить пассажира покинуть поезд».

Эксперты также оценили последствия работы по оснащению станций турникетами. В частности, появление турникетов в столичном транспорте вызвало увеличение роста денежных поступлений на 30%. Это существенные средства, которые перевозчики могут направлять на развитие и повышение качества предоставляемых пассажирам услуг. Собственно говоря, многие ППК так и делают, борьба с безбилетниками не является самоцелью. Сэкономленные средства пассажирские компании направляют на модернизацию и обновление подвижного состава, развитие сервисов.

Как подчеркнули участники круглого стола «Современные тенденции и предстоящие изменения в сфере пригородных железнодорожных перевозок», меры по установке турникетов вполне обоснованы не только с экономической, но и с социальной точки зрения. Они приучают пассажиров платить за оказанные услуги, тем самым позволяя перевозчику дальше повышать качество услуг.

Эксперты сошлись во мнении, что говорить о либерализации турникетной системы на станциях пригородного комплекса пока рано с учетом отсутствия в регионах культуры оплаты транспортных услуг. Ослабление контрольно-пропускной системы зависит от самих пассажиров. Чем раньше пассажиры поймут, что оплата проезда необходимое условие развития сервиса пассажирских услуг, тем раньше мы придем к упрощенным вариантам посадки-высадки.

В целом участники круглого стола пришли к однозначному выводу: ситуацию необходимо менять, в первую очередь, на законодательном уровне. Следует возвращать административную ответственность, ужесточать наказание для безбилетных пассажиров, а также наделять перевозчиков дополнительными инструментами для борьбы с «зайцами». Удивительно, но существующее на данный момент законодательство не предусматривает для этого эффективных инструментов.