Транспортники пожаловались премьеру Медведеву на нефтяников

Доставлять продукцию от производителя до розничных сетей стало дороже на треть

Руководители транспортных и логистических компаний бьют тревогу, предупреждая правительство о резком росте стоимости большинства товаров народного потребления с начала будущего года. Вину за новый подъем цен, как обычно, они возлагают на нефтяников, которые отменили большинство корпоративных скидок для перевозчиков. Доставлять продукцию от производителя до розничных сетей стало дороже на треть. Так как расходы на транспортировку заложены во всех товарах, повышение стоимости топлива скоро ударит и по рядовым россиянам. Прогнозы неутешительные — продукты питания, например, рискуют подорожать в среднем на 10%. Транспортники уже предупредили о таком раскладе премьера Дмитрия Медведева. Глава правительства, скорее всего, в курсе происходящего и вполне осознает масштаб проблемы.

Доставлять продукцию от производителя до розничных сетей стало дороже на треть

Дело в том, что в современной России основным и испытанным инструментом борьбы с ценами, особенно в топливной отрасли, является механизм ручного регулирования, или, другими словами, прямые переговоры с бизнесом о сдерживании его доходных аппетитов. До последнего времени это срабатывало, однако с каждым разом уломать нефтяников становилось все сложнее. В этой связи известное выражение «будет день, будет и пища» в современных российских реалиях приобретает новый и довольно неприятный смысл. Несмотря ни на какие западные санкции, пища в России никуда не денется, только платить за продукты придется все больше и больше. Чем ближе Новый год, тем чаще звучат пессимистические прогнозы о разгоне инфляции и тотальном скачке цен.

Пресловутые цены на бензин, о «победе» над которыми представители профильных ведомств еще недавно отчитывались и президенту, и главе правительства, снова становятся драйвером общего подорожания товаров. Из-под контроля ценники на АЗС вышли весной, когда на фоне роста нефтяных котировок на мировом рынке добывающие компании стремительно увеличили экспорт сырья, что привело к дефициту топлива внутри России и, соответственно, повышению прайса на АЗС.

Сдержать разгон цен позволил рычаг ручного управления. Правительство отменило повторное повышение акциза на горючее, компании согласились придержать цены. Речь шла о том, что в будущем году бензин подорожает максимум на 4%, что укладывается в параметры инфляции, прогнозируемые чиновниками.

Только уже и так понятно, что сдержать рост цен на таком сравнительно комфортном уровне вряд ли получится. ЦБ, Минфин и Минэкономразвития в один голос утверждают: в I квартале 2019 года стоит приготовиться к повышению цен до 6%, что в 1,5 раза больше изначального порога инфляции. Затем, до конца года, возможно, рост цен замедлится, но в такой подарок пока верится с трудом. Еще одним ударом по кошелькам можно считать повышение налога на добавленную стоимость с 18% до 20%.

Как утверждал бывший вице-премьер Аркадий Дворкович, два процента, на которые повышается НДС, россияне попросту не заметят. Эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ придерживаются противоположного мнения. Они уверены, что даже сохранение льготной ставки НДС в 10% на социально значимые продукты питания не удержит раскрутку инфляции: свинина и яйца подорожают на 4%, молоко и хлеб — на 6%, а сахарных песок — на 11%.

Складывается впечатление, что чиновники сами себе создают проблемы, а потом расхлебывают содеянное. В таких условиях правительству всегда будут требоваться крайние, в роли которых лучше всего использовать нефтяников. Они не только исправно пополняют бюджет и резервные фонды сверхдоходами от экспорта сырья. Их также можно всегда обвинить в росте цен на продовольствие, транспорт, ЖКХ и здравоохранение. Конечно, топливных магнатов сложно назвать альтруистами. Тем не менее они, возможно, не являются теми бестиями, что подрывают экономические устои государства. Нефтяники — продукт современного российского общества. Главное для них — рост прибыли, устранение конкурентов, повышение стоимости компании и высокие дивиденды. Такими их воспитали сами чиновники, поэтому они не умеют по-другому. Возможно, власть имущим стоит не искать постоянно виноватого, а попытаться так делать свою работу, чтобы потом не оправдываться перед населением за ее негативные последствия.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27863 от 19 декабря 2018

Заголовок в газете: Оливье в моторном масле

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру