Куда уводит труба?

Будет ли реализована Инвестиционная программа НМТП?

18.06.2019 в 18:39, просмотров: 5022

Финансовые и производственные результаты Группы НМТП (Новороссийский морской торговый порт) последнего времени оставляют после себя двойственное впечатление. С одной стороны, компании удалось увеличить выручку, что однозначно является положительным моментом. С другой, почти вся чистая прибыль НМТП (98%) уходит на выплату дивидендов. Может ли это поставить реализацию инвестиционной программы холдинга, заявленную два года назад в объеме примерно в $1 млрд, под угрозу срыва?

Куда уводит труба?

Инвестиционная программа по расширению и модернизации Новороссийского порта, презентованная около двух лет назад Группой НМТП, ставила перед собой самые амбициозные задачи. Как обещал Султан Батов, в то время возглавлявший холдинг, НМТП в ближайшие 10 лет должен был превратиться в самую динамично развивающуюся компанию в отечественном портовом бизнесе. «Группа в настоящий момент занимает лидирующую позицию в России и является третьей в Европе по грузообороту после Роттердама и Антверпена. До 2025 года НМТП планирует нарастить перевалочные мощности более чем на 50%, превзойдя сегодняшние показатели второго по величине порта Европы — Антверпена», — говорил тогда он в интервью «РИА Новости».

«Группа планировала уделить особое внимание развитию перевалки высокодоходных грузов за счет строительства новых и модернизации существующих специализированных терминалов для контейнерных, наливных, навалочных и генеральных грузов», рассказывает о планах компании двухлетней давности «Независимая газета». - Было также заявлено о пересмотре долгосрочной программы развития. Речь шла о новых мощностях по перевалке растительных масел (объёмом до двух миллионов тонн в год) и метанола (в таких же масштабах). Кроме того, планировалось создать комплекс по перевалке и переработке соевых бобов (до полутора миллионов тонн), а также объединить два контейнерных терминала, что должно было позволить принимать суда максимального дедвейта, которые способны пройти проливы и переваливать до 800 тысяч TEU (условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств) ежегодно. Благодаря строительству двух дополнительных причалов компания рассчитывала увеличить дедвейт судов, обрабатываемых на зерновом терминале, до 110 тысяч тонн. Да и сами зерновые терминалы НКХП (Новороссийского комбината хлебопродуктов) и НЗТ (Новороссийского зернового терминала) собирались реконструировать, что по плану должно было обеспечить перевалку дополнительно более 9 млн тонн. То есть в итоге планировалось достичь общего объема перевалки зерновых грузов более 18 млн тонн в год. А к 2023 году даже вдвое увеличить перевалку сухих грузов. В программу также внесено строительство универсального перевалочного комплекса (УПК) на территории Новороссийского судоремонтного завода мощностью 11,5 млн тонн в год. «В русле общемировой тенденции увеличения дедвейтов судов в НМТП предусмотрели реконструкцию акватории порта Новороссийск с дноуглублением, что позволило бы нарастить мощность Новороссийского порта на 29 млн т сухих и 10 млн т наливных грузов».

Однако одно дело планировать, другое дело — реализовать. Реализация инвестиционных задач пока вызывает у экспертов отрасли некоторое недоумение. Конечно, выручка Группы НМТП растет. В частности, за I квартал 2019 года она составила без малого $240 млн. Это больше, чем за аналогичный период 2018 года. Однако разница в «профите» — прибавка составила всего $2 млн. Вероятно, что для первого в России и третьего в Европе морского порта подобный результат вряд ли можно считать максимально успешным. Заработать не менее $1 млрд, который необходимо пустить на инвестиции, в таких условиях, полагаю, затруднительно.

Подтверждением тому служат данные с официального сайта компании: в объеме перевалки НМТП в последнее время росли в основном традиционные виды товаров — углеводороды, готовое топливо и железорудное сырье. Если взглянуть на невалочные грузы, то у холдинга их объем перевалки в I квартале 2019 года упал более чем на 18%. Перевалка зерна через Группу НМТП в январе-марте упала на 35% относительно аналогичного периода прошлого года. В свою очередь, перевалка угля снизилась на 4,5% относительно января-марта 2018 года. Грузооборот прочих грузов на терминалах Группы НМТП составил 131 тыс. тонн, снизившись на 53,6% относительно января-марта прошлого года.

На этом фоне, по мнению экспертов, странным выглядит продажа НМТП некоторых активов, которые в будущем, возможно, могли бы стать одними из самых высокодоходных. В апреле этого года холдинг завершил сделку по продаже Новороссийского зернового терминала за 35,5 млрд рублей. Учитывая, что при разработке инвестиционного плана по развитию, сумма которого оценивалась примерно в 65 млрд рублей, компания рассчитывала сделать акцент на «универсальность» своих перевалочных мощностей. Но похоже, что новые владельцы придерживаются иного курса развития актива - их основные интересы, видимо, связаны  исключительно с нефтеперевалочным бизнесом, сосредоточив  трубопроводный транспорт и по сути морскую перевалку в крупнейших портах страны в своих руках. А что это, если не формирование полноценной транспортной монополии, включающей в себя как трубу, так и портовую инфраструктуру? Не опасный ли  прецедент? Полагаю,  что для мирового рынка создание подобной «транспортной монополии» - абсолютно не свойственно.

При этом, как сообщают СМИ, акционеры НМТП уже не первый год получают существенные дивиденды: за 2018 год такие выплаты стали рекордными и на них было направлено 98,4% от чистой прибыли (9,26 млрд рублей). В 2017 году на эти цели было направлено 32,5%, а в 2018-м — 61,4% чистой прибыли соответственно.

«13 июня председатель совета директоров НМТП Рашид Шарипов сообщил журналистам, что около трети суммы, полученной от продажи ВТБ Новороссийского зернового терминала (НЗТ) — 10 млрд руб., порт направит на выплату дивидендов, а часть денег — на частичное погашение валютного кредита. Решение об этом может быть принято в конце текущего года, уточнил он, пояснив, что еще одна треть будет направлена либо на инвестпрограмму, либо на дивиденды. Вся инвестпрограмма заложена в новой стратегии развития НМТП. Документ должен быть утвержден советом директоров «Транснефти» в июле-августе.

Несложно предположить, что при развитии подобного сценария решение инвестиционных задач НМТП будет финансово подтверждено исключительно за счет мажоритарной компании — «Транснефти», ставшей владельцем контрольного пакета акций портового холдинга около года назад. Тем не менее существуют вероятность, что, получив дивиденды, трубопроводная монополия вряд ли сможет воспользоваться ими по прямому назначению. У самой «Транснефти» в настоящее время показатели таковы.

«По итогам 1 квартала 2019 года «Транснефть» показала незначительный рост чистой прибыли и выручки, в основном за счет консолидации результатов деятельности группы НМТП в связи с приобретением контроля в сентябре 2018 года, говорится в отчете «Транснефти» по МСФО, - резюмирует управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева. - При этом свободный денежный поток снизился на 38,4%, до 17,4 млрд руб., а общий долг составил 668 млрд руб. «Транснефти» необходимы средства на погашение задолженности. Согласно утвержденному графику выплат, в 2019 году компании предстоит погасить более 81 млрд руб. - это порядка 8-10% годовой выручки. С учетом сокращения объемов прокачки из-за проблем с «Дружбой», доходы «Транснефти» сократятся, поэтому расплатиться по счетам будет непросто, особенно учитывая требования государства вдвое увеличить дивидендные выплаты. Скорее всего, компании опять придется занимать», - приводит слова эксперта «Независимая газета».