Медведев покажет россиянам некачественное вино

На бутылки с алкоголем нанесут особые метки

04.07.2019 в 21:06, просмотров: 7853

Премьер-министр Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос о нанесении специальной маркировки на бутылки с продукцией, произведенной с использованием красителей и консервантов. Это позволит отличать ее от алкоголя, сделанного из винограда. Пока речь не идет о том, чтобы выделить вину в магазине отдельную полку, как ранее сделали с молочными продуктами, но такая перспектива весьма вероятна. Эксперты сошлись во мнении, что даже принцип «всему своя полка» и новая отметка на бутылке не изменит структуру потребления алкоголя. Кроме того, есть риск, что маркировка только отпугнёт россиян от отечественного вина.

Медведев покажет россиянам некачественное вино

Следует внести ясность. Любые вина, в том числе тихие и игристые, фруктовые, ликерные, изготавливаются из 100% виноматериалов и не содержат ароматических и вкусовых добавок. Винные напитки производят из все тех же натуральных виноматериалов, но их в составе всего 50%. Остальное — вода, красители, подсластители и прочая разрешенная ГОСТом химия.

Член Торгово-промышленной палаты (ТПП) Москвы Анна Вовк считает инициативу Медведева неоднозначной. «С одной стороны, есть стремление дать потребителям полную информацию о продукте, что правильно. С другой, эта мера может сильно ударить по малым производителям, — предупреждает эксперт. — Отечественное виноделие даже в период рекордно низких объёмов производства вина сталкивается с дефицитом сырья: прошлый год отметился рекордно низким объёмом производства за последние 12 лет». По ее данным, своим виноградом могут быть обеспечены только несколько крупных производителей. Все остальные просто вынуждены прибегать к использованию импортных виноматериалов. «Такая маркировка только отпугнёт потребителей от отечественного вина, — убеждена Вовк. — И значимой пользы мера не принесет».

Любая новация должна быть кем-то оплачена. Член ТПП считает, что издержки будут вынуждены взять на себя производители и продавать товар с новой меткой по прежней цене уже не получится.

Государство обратило внимание на структура потребление вина в России, считает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. «Советская структура была идеальной: 27,5 литров любой винодельческой продукции, 10 литров крепкого алкоголя и 24 литра пива на душу населения. Сейчас пропорции другие: 55 литров пива и пивных напитков, 7,5 литров вина и 15 литров крепких напитков на человека», — рассказал он. К слову, 90% вина выпивают женщины. По мнению эксперта, надо повышать культуру и структуру потребления этого напитка. Но рост потребления вина начнется только тогда, когда в стране вырастет уровень жизни. «Алкогольная продукция в стране стоит очень дорого. Первым звоночком, свидетельствующим о том, что Россия вышла из социального, культурного и экономического кризиса, будет рост потребления винодельческой продукции», — подчеркнул Дробиз.

В год в России выпивается примерно 530 млн литров вина из российского и импортного виноматериала, 175 млн литров игристых вин и 260 млн литров винных напитков. Отличие между продукцией есть. На этикетках четко написано, где вино, а где винный напиток. Отличается и цена. Стоимость бутылки вина 0,75 литра начинается от 130-135 рублей, а винный напиток может продаваться за 70-80 рублей за бутылку того же объема. Ввести в заблуждение может то, что оформлены бутылки абсолютно одинаково и цвет их содержимого сложно различить. «Винный напиток — это вино для бедных. Газированный винный напиток — игристое для бедных. Самое бюджетное игристое вино из виноматериалов стоит 170 рублей, а винный газированный напиток может стоить и 90 рублей. Винные напитки покупает определенная категория граждан, которая не может позволить себе напиток дороже определенной суммы. Ее устраивает и цвет, и аромат, и совершенно не интересует, что написано на этикетке бутылки. Она покупает ее сознательно, а не обманывается в названии».