Разорившиеся предприниматели рассказали, почему господдержка недостаточна: карантин не признают форс-мажором

«Бизнес не чужеродный элемент, а часть общества»

Пережить самые долгие в истории выходные смогут не все. Предприниматели, за счет которых правительство устроило «каникулы», признаются, что денег на это нет. Анонсированные президентом меры поддержки предусматривают отсрочки, но после длительного простоя бизнес просто не сможет рассчитаться по отложенным платежам. Странный правовой статус режима «самоизоляции» не позволяет даже сослаться на форс-мажор, чтобы не платить за аренду пустующих помещений. Бизнесмены рассказали «МК», как пытаются пережить эпидемию и какие меры могут спасти бизнес и экономику.

«Бизнес не чужеродный элемент, а часть общества»

«Отсрочки и кредиты не помогут там, где нет и не предвидится продаж»

Владельцу риелторской компании Александру Иванову (имя изменено) пришлось стать курьером в компании по доставке еды. Его контора специализировалась на рынке вторичной недвижимости, который сейчас просто остановился. Компания уже прекратила свою деятельность, сейчас Александр готовит документы для ликвидации юридического лица.

— Люди боятся продавать квартиры, потому что боятся потерять все сбережения. Отказываются от покупок по тем же причинам — многие считают, что после карантина рынок будет совершенно другим, цены упадут и будет совершенно иное предложение. На сделку никто не выходит уже долгое время, срываются даже те сделки, которые были назначены. Нет звонков и по аренде. На днях главный сервис по размещению объявлений о продаже или аренде квартир просто отменил плату за эти объявления. Потому что их просто не стало.

Возможности спасти свой бизнес даже с поддержкой государства Александр не видит. Ждать, пока люди снова начнут совершать сделки с недвижимостью, придется долго, уверенности, что через какое-то время удастся рассчитаться по отсроченным налогам и кредитам — нет. Из-за внезапной потери доходов бизнесмену пришлось взяться за работу курьера, чтобы прокормить себя, пока не найдет новую работу.

Карантинные меры парализовали и цветочный бизнес. Глава ассоциации флористов, владелица цветочных магазинов Валентина Сафронова рассказывает, что спасти индустрию может только окончание самоизоляции. Ее магазины закрыты, а онлайн-торговля не приносит и части того, что удавалось зарабатывать на оформлении мероприятий, которых сейчас просто нет. Даже покупка обычного букета приурочена к какому-то торжеству — кто и зачем будет покупать букеты, когда нет ни свадеб, ни банкетов — неясно.

Владелица цветочного бизнеса Валентина Сафронова.

— Людям сейчас не до цветов, и это надолго. Кроме падения спроса, есть проблема с доставкой цветов — поставки из-за рубежа ограничены, крупнейший регион, где выращиваются цветы, — Краснодарский край — закрыт. Как-то выживут те, кто торгует рассадой, ведь люди все равно будут что-то сажать на даче или в горшке на подоконнике...Что будет с моим бизнесом, если карантин затянется до мая? Не хочется об этом думать, можно я оставлю это при себе. Единственное, что нам реально поможет, это скорейшая отмена карантина — чтобы возобновились мероприятия, праздники.

«Государство должно понять, что бизнес — не чужеродный элемент, а часть общества»

Директор и совладелец сети отелей Николай Филатов отмечает, что его бизнес только совсем недавно оправился от кризиса 2014-2015 годов. Большинство отелей, которыми управляет компания, построены еще в советское время, поэтому львиная доля прибыли уходила на ремонт и реновацию помещений. Не было возможности создать «подушку безопасности», достаточную для нескольких месяцев простоя. Личных средств предпринимателя также не хватит на то, чтобы оплачивать расходы на обслуживание пустующих гостиниц.

Последние недели отели бизнесмена загружены на 3—5%, смены сотрудников максимально сокращены. Чтобы уменьшить расходы, но сохранить команду, менеджеры переведены на удаленный формат работы, выплаты сотрудникам сокращены на 50-60%. Со дня на день предприниматель ожидает начала выдачи льготных кредитов для бизнеса, чтобы рассчитаться с сотрудниками.

— Ощущения от мер господдержки двойственные — с одной стороны, по сравнению с предыдущими кризисами меры поддержки именно малого и среднего бизнеса, а не банков и олигархов, беспрецедентны, - говорит Филатов. - С другой стороны, их может оказаться недостаточно в условиях практически полной остановки деятельности. Если будет предоставлена отсрочка по налогам — а это около 30% от наших оборотов - и кредиты на зарплаты, то продержаться несколько месяцев мы сможем. Я надеюсь, что сейчас государство и народ почувствуют, что бизнес —это не чужеродный элемент, а естественная часть нашего общества. Если карантин будет продлен до осени, придется говорить о банкротстве. Если в США к банкротствам относятся спокойно и почти каждый предприниматель хоть раз проходил через эту процедуру, то в России  это психологически непростой момент. Надеюсь, что мы сможем этого избежать.

Владелец гостиничной компании Роман Сабиржанов.

Председатель правления Союза Отельеров, руководитель компании, управляющей отелями Роман Сабирджанов считает, что без решения ключевого вопроса — арендной платы — меры поддержки бесполезны. Владельцы малых и средних отелей готовят письмо председателю правительства с просьбой субсидировать арендодателям до трети суммы, которую они получают от сдачи объектов. Без этой меры собственники помещений не пойдут навстречу арендаторам, у которых просто нет денег на аренду.

— Пока мы прожигаем свои накопления, чтобы покрывать расходы на содержание гостиниц, аренду и оставшийся персонал. Больше всего жалко людей, причем у нас многие с пониманием отнеслись к ситуации, уволились по собственному желанию и не пошли по пути выкручивания рук работодателю. Даже если удастся получить эти льготные кредиты под 8% на зарплаты — они рассчитываются, исходя из того, что человек будет получать МРОТ. Но чтобы выжить, сотрудник должен получать как минимум в два раза больше. Поэтому в плане компенсации затрат на зарплаты эти кредиты - бессмысленная мера.

«Власть закрывает общепит, но не признает это форс-мажором»

Ресторатор Сергей Миронов также отмечает, что многие сотрудники заведений общепита увольняются по собственному желанию — кто-то понимает, что ресторан, скорее всего, больше не откроется, кто-то встает на биржу труда. Бизнесмен не понимает, почему деньги, которые сейчас будут направлены на пособия по безработице, нельзя выдать предпринимателям, чтобы они могли сохранить сотрудников. Озвученные меры по налоговым отсрочкам и льготным кредитам также вызывают много вопросов.

Ресторатор Сергей Миронов.

— Отсрочки и кредиты подразумевают, что через какое-то время все будет хорошо и их можно будет гасить. Но даже когда рестораны откроются, люди не пойдут туда еще долгое время. Что касается налогов за прошедший период — их правильнее было бы простить. Люди ушли в такой минус, который гораздо больше того, что они должны заплатить государству. Сейчас деньги ищут где угодно, чтобы только выплатить зарплату за март. Вопрос с арендой не решен — пока рестораны закрыты, долги продолжают копиться. У заведения в торговом центре аренда может стоит 3-4 млн, через 2 месяца это уже 8 млн, взять их просто негде.

Предприниматель считает, что не выживет большая часть ресторанного бизнеса. Причем погибнут лучшие — гастрономия, главное, чего удалось добиться в отрасли за прошедшие 10 лет. Но как бизнесмены будут закрывать свое дело, тоже пока неясно. Государство закрыло заведения общепита, но не объявило, что эта ситуация является форс-мажором. Поэтому просто расторгнуть договор аренды и перестать платить за пустующие помещения невозможно — бумаги, на которую можно сослаться в разговоре с арендодателем просто нет. Продать ресторанный бизнес тоже не выйдет — по словам эксперта, сейчас он ничего не стоит.

— Банки неохотно кредитуют малорентабельный ресторанный бизнес, а частные инвесторы могут помочь только «из любви к искусству». Если бы государство изменило систему налогообложения, например, отменило НДС для ресторанов, может быть инвесторы бы увидели возможности сделать этот бизнес рентабельным. Деньги, которые должны быть влиты в эту отрасль просто неоткуда взять

Пожалуй, единственные, кто пока доволен мерами государственной поддержки, — представители сферы автобусных перевозок. Автовокзалы и автобусные перевозчики попали в перечень наиболее пострадавших и стратегически важных отраслей и могут претендовать на выплату компенсаций из бюджета. Глава ассоциации «Единая Транспортная Система «Автобусные Линии Страны» Борис Лоран поясняет, что при самом лучшем сценарии компенсации могут лишь частично покрыть убытки перевозчиков от полной отмены международных рейсов, и частичной – межсубъектных и внутрирегиональных. Падение пассажиропотока и резкое снижение выручки, а также потери от сворачивания торговли и общепита сильно ударило по автовокзалам. Владельцы даже вынуждено закрытых автовокзалов продолжают платить аренду, зарплаты сотрудникам и нести расходы по незапланированной статье бюджетов — дезинфекции. Даже с серьезной господдержкой пережить этот карантин смогут не все.

Глава ассоциации "Автобусные линии страны" Борис Лоран.

— Многим придется уйти с рынка международных перевозок — если внутренние рейсы сохраняются, то когда откроются границы никто не знает. Но мы считаем достижением уже то, что можно будет получить компенсации и отсрочки по налогам. Насколько эти компенсации покроют реальные потери — пока неизвестно, очень хотелось бы, чтобы эти суммы соответствовали. Если перевозчики начнут разоряться, вся транспортная система междугородних автобусных перевозок страны рухнет. Рынок заполнят нелегалы, которые к тому же не будут брать убыточные маршруты, некоторые населенные пункты могут остаться без транспортного сообщения. Не допустить этого — обязанность государства.

Читайте также: Власти окоротили губернаторов с безумными запретами по коронавирусу

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28236 от 8 апреля 2020

Заголовок в газете: Эпидемия разорения

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру